Двигателями А274 комплектуются легкие коммерческие автомобили производства ООО «АЗ ГАЗ».
На двигателе имеются: устройства для впрыска бензина во впускные каналы (топливопровод с форсунками) и подачи воздуха во впускную трубу (дроссельное устройство), система выпуска, а также датчики и исполнительные устройства, необходимые для работы адаптивной системы управления топливоподачей и зажиганием с обратными связями по датчикам детонации и кислорода.
Внешний вид двигателя показан на рис. 2.и 3
Рис. 2 – Двигатель А274
1 - патрубок отвода охлаждающей жидкости в радиатор; 2 - корпус термостата; 3 - шкив водяного насоса; 4 - патрубок подвода охлаждающей жидкости из радиатора; 5 – натяжитель автоматический; 6 - датчик фазы; 7 - демпфер коленчатого вала; 8 - картер масляный; 9 - датчик синхронизации; 10 - датчик аварийного давления масла; 11 - муфта электромагнитная; 12 - генератор; 13 - труба впускная; 14 - ресивер; 15 – дроссельный патрубок с электрическим приводом; 16 - датчик абсолютного давления; 17 - клапанная крышка; 18 - головка блока цилиндров; 19 - указатель уровня масла; 20 - катушка зажигания; 21 - блок цилиндров; 22 - стартер; 23 - маховик; 24 - картер сцепления; 25 - сцепление; 26 - форсунка; 27 - выпускной коллектор; 28 - экран коллектора; 29 - свеча зажигания; 30 - поршень; 31 - шатун; 32 - масляный фильтр; 33 - распределительный вал; 34 - коленчатый вал; 35 - масляный насос; 36 - клапан вентиляции.
Рис. 3 - Двигатель А274 (общий вид).
Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава заодно с чугунными гильзами цилиндров.
Номинальный диаметр гильз 96,5 мм.
Для более равномерного охлаждения гильз в межцилиндровых перемычках блока предусмотрены протоки для прохода охлаждающей жидкости.
Головка блока цилиндров из алюминиевого сплава со вставленными седлами и направляющими втулками клапанов. Между блоком и головкой установлена металлическая прокладка. Толщина прокладки в сжатом состоянии 0,6 мм. Прокладка базируется по двум штифтам O8 фиксации головки относительно блока цилиндров.
После каждого снятия головки блока цилиндров производить подтяжку гаек крепления головки с использованием динамометрического ключа.
Внимание. Подтяжку производить только на холодном двигателе!
Для обеспечения равномерного и плотного прилегания прокладки к головке блока и боку цилиндров затяжку гаек производить в последовательности, указанной на рис. 4, в два приема: первый раз – предварительно с меньшим усилием (момент затяжки 5,0÷6,5 кгс*м), второй раз – окончательно (момент затяжки 9,0÷9,5
Рис. 4. Порядок подтяжки гаек головки блока цилиндров кгс*м).
Коленчатый вал – пятиопорный, отлит из высокопрочного чугуна. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Масло от коренных шеек в полости шатунных подводиться через сверленые каналы. К коренным шейкам масло поступает из каналов блока цилиндров.
Передний конец коленчатого вала уплотняется самоподжимной манжетой (рис. 5), работающей по наружной поверхности ступицы шкива коленчатого вала.
Рис. 5. Передний конец коленчатого вала:
1 – манжета коленчатого вала с пружиной; 2 – ступица шкива коленчатого вала с диском синхронизации; 3 – демпфер коленчатого вала; 4 – крышка распределительных шестерен; 5 – коленчатый вал; 6 – шестерня коленчатого вала; 7 – маслоотражатель коленчатого вала. Усилие, направленное вдоль оси коленчатого вала при выключении сцепления, воспринимается упорными подшипниками, установленными на передней опоре коленчатого вала. Задний конец коленчатого вала также уплотняется самоподжимной манжетой (рис. 6), работающей по цилиндрической поверхности хвостовика (D=80).
Рис. 6. Уплотнение заднего конца коленчатого вала с элементами уплотнения картера сцепления:
1 – манжета с пружиной; 2 – хвостовик коленчатого вала; 3 – маховик; 4 – прокладка масляного картера; 5 – картер сцепления, нижняя часть; 6 – картер масляный; 7 – держатель манжеты верхний; 8 – крышка манжеты коленчатого вала, 9 – держатель манжеты с пружиной.
В – места для нанесения жидкой прокладки при сборке узла.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены из стальной ленты, залитой антифрикционным сплавом на основе алюминия. Вкладыши коренных подшипников устанавливаемые в крышки подшипников коленчатого вала в отличии от вкладышей установленных в блоке цилиндров не имеют маслоподающей проточки.
Маховик чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером, крепиться к торцу коленчатого вала семью самостопорящимися болтами. Коленчатый вал отбалансирован в сборе с маховиком и сцеплением.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения. В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные втулки из оловянистой бронзы. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется отверстие, совпадающее с отверстием во втулке.
Стопорение гаек шатунных болтов выполнено герметиком «Трибопласт-9» или «Гермикон9». В случае разборки указанных соединений необходимо тщательно удалить нанесенный герметик. При сборке на резьбовые части болта следует нанести 2–3 капли свежего герметика и произвести затяжку соединения.
Поршневые пальцы плавающего типа, пустотелые, стальные.
Поршни выполнены из алюминиевого сплава. В верхней части поршня – головке имеются три канавки для поршневых колец. Юбка поршня в горизонтальном сечении имеет овальную форму. Большая ось овала перпендикулярна оси бобышек под поршневой палец. В вертикальном сечении юбка имеет «бочкообразный» профиль.
Поршневые кольца устанавливаются по три на каждом поршне: два компрессионных одно маслосъемное. 1-е компрессионное и маслосъемное кольцо – стальные, 2-е компрессионное кольцо – чугунное.