10. Консервация
Консервация обеспечивает сохранность двигателей от коррозии на сроки:
- 3 месяца – на комплектующие заводы,
- 1 год – для внутреннего рынка,
- 2 года – на экспорт,
Консервация и упаковка двигателей должна производиться в помещении с температурой не ниже 15оС и относительной влажностью не выше 70%. Резкие колебания температуры и влажности не допускаются. Допускается увеличение влажности до 80% в течение времени, когда перепады температуры в помещении не превышают 5оС.
При продолжительности транспортирования и хранения автомобилей, на которые установлены двигатели, свыше трех месяцев, в случае, если двигатель не подвергается периодическому запуску, предприятие-изготовитель автомобилей или предприятие, хранящее автомобили, должны произвести консервацию двигателя по инструкции, согласованной с предприятием-изготовителем двигателя.
Применяемые консервационные масла и присадки должны соответствовать следующим показателям, приведенным в таблице 9.
Таблица 9
Показатели
|
ГОСТ 20799
|
ГОСТ 10877
|
ГОСТ 15171
|
ГОСТ 23639
|
И-40А
|
И-50А
|
К-17
|
АКОР-1
|
КП
|
Содержание воды
|
следы
|
следы
|
отсутствует
|
отсутствует
|
следы
|
Вязкость кинематич.
- при 100°С, сСт
- при 40°С, мм2/с
- при 100°С, мм2/с
|
|
|
|
|
|
Температура вспышки определяемая в открытом тигле, °С, не ниже
|
200
|
215
|
-
|
200
|
165
|
Содержание механических примесей, %, не более
|
отсутствует
|
отсутствует
|
0,07
|
0,08
|
0,1
|
Содержание свободных органических кислот, %, не более
|
-
|
-
|
0,4
|
-
|
-
|
Щелочное число, мг КОН на 1 г присадки, не ниже
|
-
|
-
|
-
|
36
|
65
|
Состав рабоче-консервационного масла:
- 8-10% АКОР-1 или 18-20% КП.
- остальное – масло И-40А или И-50А;
10.1 Консервация двигателей на срок хранения до 3 месяцев
Консервация внутренних поверхностей двигателя совмещается с испытанием его на индустриальном масле И-40А или И-50А ГОСТ 20799.
10.2 Консервация двигателей на срок хранения до 1 года
- Консервация внутренних поверхностей двигателя совмещается с испытанием его на индустриальном масле И-40А или И-50А ГОСТ 20799.
- Для консервации поверхностей цилиндров в каждый цилиндр двигателя заливается через отверстие под свечи по 20 г рабоче-консервационного масла или консервационного К-17 подогретого до 40оС. После заливки масла под свечи провернуть коленчатый вал от стартера в течение 510 с или вручную на 3-5 оборотов, свечи должны быть вывернуты.
- Отверстия крышки корпуса термостата, патрубка дроссельного устройства, штуцера отопителя, выпускной трубы газопровода закрываются липким пластырем.
- Клеммы подключения стартера и штыри разъемов датчиков, металлические части свечи, болты и гайки, не имеющие лакокрасочных и других защитных покрытий, промазываются пушечной смазкой или техническим вазелином или смесью для приготовления липкого пластыря
(см. п. 10.3.6).
10.3 Консервация двигателей на срок хранения 2-5 лет
- Консервация внутренних поверхностей двигателя производится путем заливки в картер консервационного масла К-17 или рабочее - консервационного масла, подогретого до 40°С.
В качестве рабочее - консервационного масла можно использовать индустриальные масла И40А или И-50А ГОСТ 20799 с добавлением 10% присадки АКОР-1 ГОСТ 15171 или 20% присадки КП ГОСТ 23639. Консервация двигателей производится по ГОСТ 9.014, вариант защиты ВЗ-1 или АЗ-2.
- В картер двигателя выше уровня верхней метки «П» маслоуказателя на 100 мм заливается масло (см. п.10.5.1). Свечи вывертываются. В каждый цилиндр двигателя через отверстие под свечи заливается по 20 г рабочее - консервационного масла или консервационного масла К-17, подогретого до 40оС. Затем проворачивается коленчатый вал от стартера в течение 5-10 с или вручную на 3-5 оборотов, после чего масло из картера сливается, свечи ввертываются. Металлические части свечей должны быть смазаны этим же маслом.
- Дефекты лакокрасочного покрытия на двигателях устраняются путем зачистки, обезжиривания хлопчатобумажной салфеткой ГОСТ 4644, смоченной в уайт - спирите и подкрашивания нитроэмалью НЦ 273 ТУ 6-10-895 (алюминиевая) и эмалью МС-17 ТУ 6-10-1012 (черная). Попадание эмалей на резино - технические изделия не допускается.
- Окно вилки сцепления и окно коробки передач закрываются транспортными заглушками.
- Заклеить липким пластырем: дроссельный патрубок с электроприводом, штыри разъемов датчиков, заднее окно вентиляции генератора, отверстия крышки корпуса термостата, патрубка соединительного, патрубка подвода охлаждающей жидкости к печке, выпускной трубы газопровода, отверстие в большой ветви вентиляции картера, в картере сцепления – заглушку окна вилки включения сцепления, отверстия вентиляции и цилиндра привода выключения сцепления, заглушку отверстия для коробки передач.
- Липкий пластырь готовиться путем пропитки парафинированной бумаги при температуре плюс 80-90оС смесью следующего состава:
- рабочее - консервационного масла - 80%;
- церезин ГОСТ 2488 - 20%.
- Наружные металлические детали двигателя, не имеющие лакокрасочного покрытия, промазываются смесью для приготовления липкого пластыря.
- Наружные окрашенные поверхности двигателя консервации не подлежат.
- При попадании консервационных масел на резино - технические и другие неметаллические изделия, масла необходимо удалить.
10.4 Требование безопасности
- помещение, в котором проводятся работы по консервации, должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией;
- консервацию могут проводить работники, прошедшие специальный инструктаж и ознакомившиеся с приемами работ;
- лица, занятые на участках консервации, должны пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- отходы консервационных средств необходимо убирать в закрывающиеся ящики.
Законсервированный двигатель рекомендуется хранить в чистом вентилируемом помещении с относительной влажностью в пределах 40-70% и температурой воздуха плюс 5оС, не менее.
10.5 Техническое обслуживание законсервированного двигателя
Техническое обслуживание двигателя проводиться один раз в два месяца. При этом выполнять следующее:
- провести тщательный наружный осмотр двигателя;
- вывернуть свечи зажигания и провернуть коленчатый вал двигателя на 15 оборотов. Один раз в год перед проворачиванием коленчатого вала в цилиндры двигателя заливать по 30-50 г масла;
- очистить от коррозии пораженные участки, очистить и окрасить их; - проверить состояние всех приборов электрооборудования; - устранить неисправности, обнаруженные при осмотре.
11. Расконсервация
- Удалить с деталей консервационную смазку, для чего их обмыть керосином или неэтилированным бензином. Особо тщательно удалить смазку с деталей, которые могут соприкасаться с резиновыми деталями или окрашенными поверхностями. Свечи тщательно промыть в неэтилированном бензине.
- Провести ежедневное техническое обслуживание двигателя (см. п. 7.2.1).