Схема проезда
Нижний Новгород
8 800 350 15 10
Заказать звонок

Эксплуатация

7.1. Обкатка нового автомобиля

Продолжительность обкатки установлена в 1000 км. В это время автомобиль требует от водителя повышенного внимания и особого ухода. Во время обкатки необходимо строго придерживаться следующих указаний:

  1. Не трогаться с места с непрогретым двигателем. Работа двигателя должна быть устойчивой при полностью открытой воздушной заслонке карбюратора (для ГАЗ-3308).
  2. Во избежание преждевременного износа узлов и деталей автомобиля не следует превышать скорость движения более 60 км/ч.
  3. Не перегружать двигатель. Нагрузка автомобиля не должна превышать 1500 кг. Кроме того, в этот период следует избегать езды по тяжелым дорогам, глубокой грязи и т. п. При использовании автомобиля в спецкомплектациях допускается производить обкатку с нагрузкой 2000 кг. Скорость движения автомобиля при этом не должна превышать 40–45 км/ч.
  4. В течение первых 48 часов работы двигателя необходимо контролировать натяжение приводных ремней, т. к. за это время происходит их наибольшая вытяжка.
  5. Необходимо следить за нагревом тормозных барабанов. Если нагрев превышает 100° С, что можно определить по кипению воды в момент прикладывания мокрой ветоши к ободу барабана, то нужно выяснить его причину и устранить неисправность.
  6. Внимательно следить за состоянием всех креплений автомобиля, обратив особое внимание на состояние кернения гайки крепления рулевого колеса. Все ослабевшие гайки нужно своевременно подтягивать — в частности, гайку крепления сошки руля, гайки клиньев карданного вала руля, гайки стремянок рессор, рычага поворотного кулака, крепления колес, гайки болтов крепления кронштейнов кабины.
  7. После 500 км пробега на автомобиле ГАЗ-3308 проверить свободный ход вилки выключения сцепления, при необходимости, отрегулировать.
  8. После обкатки удалить тканевый вкладыш в сетчатом фильтре бачка насоса гидроусилителя рулевого управления (для ГАЗ-3308).

В период обкатки необходимо выполнить весь перечень работ по техническому обслуживанию автомобиля, указанный в разделе «Обкатка» сервисной книжки.

Примечание. На автомобиле, отправляемом своим ходом на расстояние более 1000 км, кроме буксируемого, допускается производить смену масла в двигателе и масляного фильтра (ГАЗ-33081), фильтрующего элемента масляного фильтра (ГАЗ-3308), а также операции технического обслуживания агрегатов при пробеге 2000 км, не более.

7.2. Пуск и остановка двигателя змз-5231

Перед пуском проверьте положение рычага переключения передач. Рычаг должен быть в нейтральном положении.

Различают три случая пуска двигателя: пуск теплого двигателя, пуск холодного двигателя при умеренной температуре без подогрева двигателя и пуск холодного двигателя при низкой температуре с применением предварительного разогрева двигателя с помощью пускового подогревателя*.

Конструкция двигателя и электростартерная система пуска при исправных аккумуляторных батареях обеспечивает надежный пуск двигателя при низкой температуре окружающей среды без предпускового подогрева. Величины температур окружающего воздуха, до которых может не применяться предпусковой подогрев, зависят от марки моторного масла, залитого в систему смазки двигателя: масло SAE 20W — до минус 10° С, масло SAE 15W — до минус 15° С, масло SAE 10W — до минус 20° С, масло SAE 5W — до минус 25° С.

Однако с целью уменьшения износа двигателя и сохранения аккумуляторной батареи пуск двигателя при температурах ниже минус 10° С рекомендуется проводить после подогрева его с помощью пускового подогревателя.

* На часть автомобилей не устанавливается.

7.2.1. Пуск теплого двигателя

Для пуска двигателя следует повернуть ключ выключателя зажигания по ходу часовой стрелки в крайнее правое положение и держать, пока двигатель не пустится (не больше 10 секунд). Затем отпустить ключ.

Если исправный двигатель не пускается после двух-трех повторных попыток, то причиной этого почти всегда является переобогащение смеси. Устранение переобогащеиия производится продувкой цилиндров двигателя воздухом. Для этого следует медленно до отказа нажать ногой на педаль дроссельных заслонок, а затем включить стартер. Не нужно нажимать на педаль дроссельных заслонок несколько раз подряд, так как при этом каждый раз ускорительный насос будет подавать дополнительно бензин в смесительную камеру карбюратора и чрезмерно обогатит смесь. Если при полностью открытых дроссельных заслонках двигатель не пустился, то после продувки цилиндров пуск двигателя нужно произвести обычным порядком, как указано выше.

Причинами переобогащения смеси у теплого двигателя могут быть: ненужное применение воздушной заслонки, переливание карбюратора из-за неисправности клапана подачи бензина или неисправности поплавка, слишком богатая регулировка системы холостого хода и попадание бензина во впускную трубу при резком нажатии на педаль дроссельных заслонок в результате действия ускорительного насоса.

Если теплый двигатель при пуске требует применения воздушной заслонки, то это указывает на засорение жиклеров карбюратора или на неправильную регулировку системы холостого хода.

При пуске очень горячего двигателя, остановившегося вследствие его перегрузки, при трогании с места и т. п. рекомендуется делать продувку цилиндров с полностью открытыми дроссельными заслонками, как указано выше.

7.2.2. Пуск холодного двигателя при умеренной температуре

После длительных стоянок всегда необходимо перед пуском подкачать бензин в карбюратор рычагом ручного бензонасоса для возмещения возможных потерь бензина вследствие испарения.

Порядок пуска двигателя следующий:

  1. Нажать на педаль дроссельных заслонок примерно на 1/3 ее хода.
  2. Вытянуть до отказа ручку воздушной заслонки карбюратора.
  3. Не отпуская ручку воздушной заслонки карбюратора, осторожно отпустить педаль дроссельных заслонок. При этом дроссельные заслонки откроются на угол, необходимый для успешного пуска двигателя. Не следует отпускать резко педаль дроссельных заслонок — это может приоткрыть воздушную заслонку, что в данном случае нежелательно.
  4. Выключить сцепление, нажав до отказа на педаль. Это разгружает стартер, так как избавляет его от необходимости проворачивать вместе с двигателем шестерни коробки передач.
  5. Повернуть ключ выключателя зажигания в пусковое положение. Держать стартер включенным можно не более 10 секунд. Интервалы между включениями стартера должны быть 15–20 секунд.

Как только двигатель пустится, включить сцепление и начать приоткрывать воздушную заслонку. Одновременно с этим надо нажать на педаль дроссельных заслонок, не допуская большой частоты вращения коленчатого вала двигателя. По мере прогрева двигателя увеличивать открытие воздушной заслонки вплоть до полного.

Если двигатель не пустится после трех попыток, то следует произвести продувку, как указано выше, и повторить попытку пуска. Если после трех повторных попыток двигатель не дает вспышек, то нужно проверить исправность систем зажигания и питания.

Многократные безрезультатные попытки пуска не только разряжают аккумуляторную батарею, но и в очень сильной степени ускоряют износ цилиндров двигателя. Остерегайтесь переобогащения смеси: оно до крайности осложняет пуск двигателя.

Обычно причинами затрудненного пуска холодного двигателя при правильном пользовании воздушной заслонкой являются:

а) отсутствие подачи бензина в карбюратор;

б) утечка тока высокого напряжения в крышке датчика-распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри;

в) неисправные (с поврежденными изоляторами, электродами) или загрязненные свечи;

г) неисправная электропроводка высокого или низкого напряжения.

7.2.3. Пуск холодного двигателя при низких температурах без пускового подогревателя

Пуск в условиях низких температур окружающего воздуха требует от водителя подготовки двигателя. Перед пуском необходимо:

  1. Приготовить два литра горячей воды с температурой не ниже 80° С (для последующего прогрева впускной трубы).
  2. Выжать педаль сцепления и, чтобы она не возвратилась в исходное положение, поставить между педалью и сиденьем монтажную лопатку.
  3. Подкачать бензин рычагом ручного бензинового насоса в карбюратор для возмещения возможной потери бензина из-за его испарения.
  4. Подогреть впускную трубу, вылив на нее 2 литра горячей воды. Воду лить медленно тонкой струей. Если воду вылить быстро, то ее тепло не успеет передаться трубе.
  5. Нажать на педаль дроссельных заслонок примерно на половину ее хода и вытянуть до отказа ручку управления воздушной заслонкой карбюратора. Не отпуская ручку управления воздушной заслонкой карбюратора, осторожно отпустить педаль дроссельных заслонок. Не следует отпускать педаль резко: это может приоткрыть воздушную заслонку. Затем, не включая зажигание, повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя на три оборота.
  6. Включить зажигание и пустить двигатель рукояткой или стартером (если это допускает состояние аккумуляторной батареи), пользуясь указаниями раздела «Пуск холодного двигателя при умеренной температуре».

До прогрева двигателя недопустимо давать большую частоту вращения коленчатого вала во избежание выплавления подшипников или задира цилиндров из-за недостаточного поступления к ним загустевшего масла.

Подготовку к пуску двигателя надо делать достаточно быстро, так как иначе впускная труба остынет, и все приготовления не дадут желаемого результата.

Если при пуске в указанных условиях произойдет переобогащение смеси, о чем будет свидетельствовать отсутствие вспышек, то следует прекратить пуск и произвести продувку цилиндров двигателя. Для продувки (в данном случае) следует вывернуть свечи, полностью открыть дроссельные заслонки карбюратора, залить примерно по половине столовой ложки горячего масла в каждый цилиндр и для восстановления компрессии несколько раз провернуть коленчатый вал двигателя. Затем следует прочистить и просушить свечи (не прогревая верхней части изолятора), поставить их на место и, прогрев еще раз впускную трубу, вновь перейти к пуску двигателя.

7.2.4. Пуск двигателя с помощью пускового подогревателя

На левом усилителе боковины капота установлен пульт управления подогревателем, на котором размещены ручка 1 (рис. 7.1) переключателя электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора, ручка 2 реостата изменения оборотов электродвигателя вентилятора подогревателя, контрольная спираль 3, выключатель 4 свечи накаливания и кнопочный предохранитель (на рисунке не виден).

Эксплуатация

Рис. 7.1. Пульт управления подогревателем:

1 — ручка переключателя электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора; 2 — ручка реостата изменения оборотов электродвигателя вентилятора подогревателя; 3 — контрольная спираль; 4 — выключатель свечи

Ручка переключателя 1 имеет три положения:

  • Положение 0 — все выключено (ручка нажата до отказа).
  • Положение I — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода).
  • Положение II — включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа).

При вращении ручки 2 реостата по часовой стрелке обороты электродвигателя увеличиваются, при вращении против часовой стрелки — уменьшаются.

При пуске необходимо соблюдать следующий порядок:

  1. Закрыть жалюзи радиатора и пристегнуть утеплительный чехол облицовки радиатора.
  2. Открыть капот автомобиля.
  3. Проверить наличие бензина в бачке, при необходимости, долить (бензин, применяемый для двигателя). Следить, чтобы бачок не переполнился.
  4. Открыть краник бензинового бачка.
  5. Прочистить дренажную трубку подогревателя.
  6. Включить выключатель аккумуляторных батарей.
  7. Продуть подогреватель, для чего ручку 1 переключателя поставить в положение I, а ручку 2 реостата — в крайнее правое положение, что соответствует максимальным оборотам электродвигателя. Продувка длится 30–60 секунд, после чего ручку переключателя возвратить в положение 0 (все выключено), а ручку реостата — в крайнее левое положение. Проверить работу свечи накаливания (кратковременным включением).
  8. Пустить подогреватель. Для этого необходимо включить свечу и через 30–35 секунд, когда контрольная спираль станет ярко-красной, переместить ручку переключателя в положение II, при этом включается электродвигатель вентилятора и открывается электромагнитный клапан. Для уверенного пуска подогревателя следует плавно увеличить обороты электродвигателя поворотом рукоятки реостата по часовой стрелке до упора. При этом послышится слабое гудение, переходящее в сильное. Выключить свечу (не забывать!). Если подогреватель не пустился, повторить розжиг, проверив подачу бензина, при необходимости, увеличив ее регулировочной иглой клапана.
  9. Через 10–25 минут работы подогревателя в зависимости от температуры окружающего воздуха провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой. Вал готового к пуску двигателя легко проворачивается с ощущением компрессии.
  10. Пустить двигатель, как указано в подразделе 7.2.1 «Пуск теплого двигателя», но с выключенным сцеплением.
    Включить сцепление.
  11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя в положение I (продувка подогревателя), и закрыть краник на бензиновом бачке. После прекращения гудения пламени в подогревателе, примерно через 50–60 секунд, перевести переключатель в положение 0 (все выключено).
    Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя может произойти выброс пламени в воздуховыводящий патрубок.
  12. Опустить капот автомобиля.
  13. После пуска двигатель прогреть на холостых оборотах в течение 5–6 минут или под нагрузкой (при движении на I или II передаче) на средних оборотах при условии, если двигатель принимает нагрузку (меняет обороты при изменении подачи топлива), и при наличии давления в системе смазки двигателя.

После достижения температуры охлаждающей жидкости 60°С последующее движение автомобиля осуществлять в соответствии с дорожными условиями.

7.2.5. Остановка двигателя

Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед тем, как остановить двигатель, дать ему поработать одну-две минуты на малой частоте вращения коленчатого вала, после чего выключить зажигание. Если двигатель продолжает работать с выключенным зажиганием, необходимо выжать сцепление и не резко нажать на педаль дроссельных заслонок до упора.

7.3. Пуск и остановка дизельных двигателей

 

7.3.1. Пуск холодного двигателя

Электростартерная система пуска двигателя при исправных аккумуляторных батареях и зимних сортах масла обеспечивает надежный пуск холодного двигателя до температуры минус 10° С без применения средств облегчения пуска и до минус 17° С — с применением свечей накаливания. При заправке двигателя маловязкими загущенными маслами типа М-43/8Г2, 5W-40, 5W-50 температура холодного пуска может быть понижена до минус 20–25° С.

Пуск с помощью свечей накаливания рекомендуется использовать при температуре ниже 0° С.

Пуск холодного двигателя без устройств облегчения пуска следует производить в следующей последовательности:

  • установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
  • включить выключатель аккумуляторных батарей;
  • включить приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в фиксированное положение I;
  • выключить сцепление;
  • нажать на педаль управления подачей топлива;
  • включить стартер, повернув ключ выключателя приборов и стартера в нефиксированное положение II;
  • после начала работы двигателя отпустить ключ, прогреть двигатель до устойчивой работы при оборотах коленчатого вала 700–800 мин-1, а затем постепенно увеличивая их до 1500 мин-1;
  • отпустить педаль управления подачей топлива и плавно включить сцепление.

Если двигатель не пускается, указанные операции следует повторить. Повторно пускать двигатель стартером можно только с перерывом не менее 1 мин.

Продолжительность работы стартера при пуске не должна превышать 15 с. Если после трех попыток двигатель не начнет работать — необходимо найти и устранить неисправность.

Начинать движение рекомендуется после достижения температуры охлаждающей жидкости 40° С и наличии давления масла. Дальнейший прогрев двигателя производить под нагрузкой при движении автомобиля на первой и второй передачах на средних оборотах. При достижении температуры охлаждающей жидкости 60–70° С движение осуществляется на передачах в соответствии с дорожными условиями.

7.3.2. Пуск теплого двигателя

Пуск теплого двигателя следует производить в том же порядке, что и пуск холодного двигателя, при этом не обязательно выключать сцепление.

7.3.3. Пуск холодного двигателя с помощью свечей накаливания

Пуск двигателя с использованием свечей накаливания следует производить при температурах от 0° С до минус 25° С.

Для пуска двигателя при помощи свечей накаливания следует:

  • установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
  • включить выключатель аккумуляторных батарей;
  • включить приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в фиксированное положение I;
  • нажать на кнопку включателя свечей накаливания и удерживать ее во включенном положении;
  • выключить сцепление;
  • нажать на педаль управления подачей топлива;
  • по истечении 10–12 сек. после нажатия на кнопку выключателя свечей накаливания, повернуть ключ выключателя приборов и стартера в нефиксированное положение II, не отпуская кнопку выключателя свечей накаливания.

Продолжительность непрерывной работы стартера не более 15 сек.

Как только двигатель начнет самостоятельно работать, отпустить ключ выключателя приборов и стартера, а кнопку выключателя свечей накаливания удерживать во включенном положении до выхода двигателя на режим устойчивой работы, но не более 240 сек.

7.3.4. Остановка двигателя

Перед остановкой двигатель должен поработать в течение 3–5 минут сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для снижения температуры охлаждающей жидкости, масла и турбокомпрессора.

На автомобилях установлен электромагнит привода останова двигателя. Остановка двигателя осуществляется выключателем приборов и стартера.

7.3.5. Пуск двигателя с подогревателем-отопителем*

Предпусковой подогрев и пуск двигателя необходимо проводить в следующем порядке:

1. Для повышения эффективности прогрева двигателя пристегнуть клапаны утеплительного чехла облицовки радиатора.

2. Пустить подогреватель в соответствии с подразделом 7.3.6 «Пусковой подогреватель-отопитель» и осуществлять прогрев двигателя в течение следующего времени, в зависимости от температуры двигателя и наружного воздуха:

  • 10 минут при температуре минус 10–20° С;
  • 15–20 минут при температуре минус 30° С;
  • 30 минут при температуре минус 50° С.

3. Пустить двигатель аналогично пуску теплого двигателя (см. подраздел «Пуск и остановка двигателя»).

4. Плавно включить сцепление (при необходимости несколько раз отпуская, и выжать педаль).

5. Прогреть двигатель на холостых оборотах в течение 5–6 минут или прогреть под нагрузкой при движении на I или II передачах на средних оборотах при условии, что двигатель принимает нагрузку (способен менять обороты при изменении подачи топлива) и при наличии давления в системе смазки двигателя.

7.3.6. Пусковой подогреватель-отопитель*

Пусковой подогреватель-отопитель, в дальнейшем подогреватель, предназначен для предпускового подогрева двигателя, а также для поддержания теплового режима двигателя и отопления кабины при движении автомобиля и на длительных стоянках с неработающим двигателем в условиях низких температур. Имеет два режима работы: частичной и полной теплопроизводительности.

* Устанавливается на часть автомобилей.

Устройство и работа

Подогреватель 12 (рис. 7.2) расположен в подкапотном пространстве на левом лонжероне рамы и представляет из себя тепловой агрегат, выделяющий тепло за счет сгорания в его горелке топлива.

Подача топлива в горелку осуществляется топливным насосом 6 из топливного бачка 2. Заполнение топливного бачка осуществляется за счет подачи избыточного (чистого) топлива от форсунок и ТНВД двигателя по герметичному топливопроводу 4. Воспламенение смеси топлива с воздухом производится свечой накаливания, размещенной на горелке.


Рис. 7.2. Установка пускового подогревателя и его оборудования:

А — подвод топлива от ТНВД; 1 — краник отопителя; 2 — топливный бачок; 3 — краник топливного бачка; 4 и 5 — топливопроводы; 6 — электромагнитный топливный насос; 7 — жидкостный электронасос; 8 — электросопротивление; 9 — задатчик импульсов тока топливного насоса; 10 — шланг подводящий; 11 — шланг отводящий; 12 — подогреватель; 13 — металлорукав отвода отработавших газов; 14 — направляющий кожух

Подогреватель постоянно включен в систему охлаждения двигателя с помощью шлангов 10 и 11. Шланг 11 подогревателя подводится к кранику 1 радиатора отопителя, а шланг 10 соединяет подогреватель с головкой цилиндров со стороны заднего торца через жидкостный электронасос 7.

Таким образом, циркуляция горячей жидкости осуществляется принудительно электронасосом 7 от теплообменника подогревателя в радиатор отопителя кабины и далее в двигатель.

Прогрев масла двигателя осуществляется путем подвода выхлопных газов подогревателя в зону масляного картера с помощью металлорукава 13 и распределительного кожуха 14.

Подготовка подогревателя к работе

Перед первым пуском для обеспечения нормальной работы подогревателя следует удалить из системы воздух, для чего необходимо проделать следующие операции:

— пустить двигатель и дать ему поработать до тех пор, пока излишки топлива не будут сливаться в топливный бак (слив топлива прослушивается при открытой пробке топливного бака);

  • открыть краник 3 (см. рис. 7.2) топливного бачка подогревателя;
  • отсоединить провод от свечи накаливания, отвернуть топливную трубку у втулки свечи, нажать кнопки выключателей 22 и 24 на комбинации приборов до фиксированного положения, при этом начинает работать электромагнитный топливный насос;
  • как только из трубки потечет чистое, без воздушной эмульсии топливо, кнопки выключателей 22 и 24 повторным нажатием возвратить в исходное положение, топливный насос при этом отключается;
  • завернуть трубку у втулки свечи и подсоединить провод к свече накаливания.

Пуск подогревателя

Пуск подогревателя осуществляется в следующей последовательности:

  • включить выключатель аккумуляторной батареи;
  • открыть краник топливного бачка;
  • открыть краник отопителя кабины (если он был закрыт);
  • нажать на кнопку 24 на комбинации приборов выключателя свечи накаливания до фиксированного положения, при этом загорается лампа 29 сигнализатора свечи, одновременно включается нагнетатель воздуха на полный режим и жидкостный электронасос;
  • для обеспечения надежного запуска подогревателя рекомендуется производить пуск подогревателя на частичном режиме, для чего кнопка выключателя 20 должна быть нажата до фиксированного положения;
  • через 30–40 секунд нажать кнопку выключателя 22, при этом включается электромагнитный топливный насос на частичном режиме. Смесь топлива с воздухом в зоне испарителя загорается от раскаленной спирали свечи и подогреватель начинает работать;
  • при выходе подогревателя на устойчивое горение срабатывает температурный переключатель и отключает свечу накаливания, при этом гаснет лампа 29, загорается лампа 32, после чего необходимо сразу же нажать на кнопку выключателя свечи 24 для возврата ее из фиксированного положения (не забывать!). Это необходимо делать для того, чтобы не произошло повторного включения свечи накаливания;
  • если через 3 минуты после нажатия на кнопку выключателя 22 лампа накала свечи 29 не погаснет, то это означает, что подогреватель с первой попытки не пустился. В этом случае необходимо через 3–5 минут повторить пуск подогревателя. При отсутствии пуска со второй попытки необходимо найти и устранить неисправность.

Работа подогревателя

После запуска подогревателя работа происходит на частичном режиме, для перехода на полный режим необходимо кнопку выключателя 20 на комбинации приборов вернуть из фиксированного положения.

В процессе работы подогревателя при достижении температуры охлаждающей жидкости в подогревателе около 95° С срабатывает датчик перегрева, и на комбинации приборов загорается лампа 10 сигнализатора перегрева (красного цвета). При работе подогревателя на полном режиме необходимо немедленно включить (нажать до фиксированного положения) кнопку 20, включается частичный режим работы, что приведет к уменьшению теплопроизводительности и, соответственно, к снижению температуры охлаждающей жидкости, при этом лампа 10 сигнализатора через несколько секунд должна погаснуть.

Если датчик перегрева срабатывает даже на частичном режиме работы, то необходимо срочно выключить подогреватель.

Выключение подогревателя

Для принудительного выключения подогревателя нужно нажать кнопку выключателя 22 на комбинации приборов, вернув ее из фиксированного положения. При этом выключается электромагнитный топливный насос, горение прекращается, и идет продувка. Температурный переключатель, остыв через 2–3 минуты, отключает жидкостный электронасос и нагнетатель воздуха, гаснет лампа 32. Подогреватель выключен. Кнопки выключателей 24, 22 и 20 должны находиться в нефиксированном отжатом положении.

Действия в экстремальных условиях

В случае отказа датчика перегрева температура охлаждающей жидкости будет повышаться, и при достижении 103°С срабатывает термопредохранитель, отключается подача топлива, нагнетатель воздуха и жидкостный электронасос продолжают работать. Через 2–3 минуты после того, как температурный переключатель, остыв, отключит нагнетатель воздуха и жидкостный электронасос и погаснет лампа 32 сигнализатора работы подогревателя, необходимо нажать на кнопку выключателя 22 для возврата его из фиксированного положения и на кнопку выключателя 20, если был включен частичный режим работы.

Необходимо определить и устранить причину дефекта. После срабатывания термопредохранителя, для восстановления работоспособности подогревателя после его отключения, необходимо нажать на кнопку на датчике термопредохранителя (на подогревателе).

Если произошел перегрев котла подогревателя без охлаждающей жидкости, необходимо подождать остывания котла до температуры подкапотного пространства, после этого устранить причину неисправности и заполнить котел охлаждающей жидкостью.

Уход за пусковым оборудованием

Уход за пусковым подогревателем заключается в проверке крепления подогревателя и его узлов, проверке состояния шлангов подвода и отвода охлаждающей жидкости и топливопроводов (исключив их зависание и трение при движении автомобиля) и в очистке узлов подогревателя от грязи.

Периодически и перед зимней эксплуатацией необходимо осмотреть свечу накаливания, индикатор пламени и, при необходимости, очистить их от отложений сажи, а также продуть сжатым воздухом.

После эксплуатации автомобиля в условиях повышенного загрязнения или запыленности очистить патрубок забора воздуха для горения и газоходы подогревателя (газоотводящий патрубок и направляющий кожух).

7.4. Вождение автомобиля

Во время движения автомобиля необходимо следить по контрольным приборам и сигнализаторам за температурой охлаждающей жидкости, давлением масла, зарядкой аккумуляторной батареи.

При загорании сигнализаторов перегрева масла или аварийной температуры охлаждающей жидкости необходимо срочно перейти на пониженную передачу. Если сигнализатор при этом продолжает гореть, следует немедленно остановиться, заглушить двигатель, найти и устранить неисправность.

Перед началом движения надо прогреть двигатель. При трогании с места груженого автомобиля включить первую передачу.

Переключение с низших передач на высшие следует производить плавным движением рычага с небольшой выдержкой в нейтральном положении.

При переходе с высших передач на низшие следует применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую применение этого способа переключения обязательно. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля.

В трудных дорожных условиях — на разбитых грязных грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине следует пользоваться системой регулирования давления воздуха в шинах, устанавливая давление в соответствии с плотностью грунта преодолеваемого участка пути.

Допустимая скорость движения автомобиля при пониженном давлении воздуха в шинах не должна превышать значений, указанных в таблице.

Виды дорог Допустимое внутреннее давление в шинах, кПа (кгс/см2) Максимальная допустимая скорость, км/ч
Тяжелые участки заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков 88 (0,9) 15
166 (1,7) 25
294 (3,0) 30
Дороги всех типов, только в период подкачки шин до номинального давления после преодоления тяжелых участков пути более 294 (3,0) 40

 

Необходимо учитывать, что на скользких дорогах (обледенелых или с размокшим тонким поверхностным слоем на твердом сухом основании) снижение давления в шинах не дает положительных результатов, а наоборот, приводит к заносам и сползанию в сторону крена и к пробуксовке колес при преодолении подъема. В этих случаях не следует снижать давление в шинах.

При преодолении трудно проходимых участков, крутых подъемов и других препятствий нужно включить передний мост. При включенной прямой передаче в раздаточной коробке включать и выключать передний мост можно на любой скорости движения, предварительно выключив сцепление. Следует иметь в виду, что при движении с включенным передним мостом на исправном автомобиле может прослушиваться повышенный шум трансмиссии.

В особо тяжелых условиях необходимо включать понижающую передачу в раздаточной коробке. Ее надо включать и выключать только после остановки автомобиля, при этом необходимо выключать сцепление.

На скользкой дороге нужно включить передний мост и двигаться с небольшой скоростью, не меняя резко частоту вращения коленчатого вала двигателя. Тормозить плавно, не выключая сцепления, в несколько приемов.

На скользкой дороге при резком торможении с выключенным сцеплением возможны заносы и вследствие этого аварии.

При начавшемся заносе следует прекратить торможение и поворачивать колеса в сторону заноса. При заносе во время торможения двигателем на скользкой дороге следует нажать на педаль подачи топлива (прекратив тем самым торможение двигателем) до прекращения заноса.

Движение автомобиля по дорогам с крутыми подъемами и спусками требует повышенного внимания и быстроты действия.

Крутые подъемы нужно преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки и на первой передаче коробки передач.

На подъеме следует двигаться без остановок и по возможности без поворотов.

При наличии удобного подъезда и хорошей дороги короткие подъемы (длиной до 15–20 м) можно преодолевать с разгона на прямой передаче раздаточной коробки.

Преодолевая крутой спуск, необходимо предусмотреть все меры предосторожности, обеспечивающие безопасность спуска.

При переходе к

Нижний Новгород,
ул. Фучика, 6

8 800 350 15 10