Схема проезда
Нижний Новгород

Когда следует делать сход-развал

Наиболее популярная работа для СТО по ходовой части заключается в установке углов положения колёс автомобиля, и принято это называть — «сход-развал». Многие автовладельцы желают убедиться в правильности регулировки, когда ставят новые или сезонные шины. В этих случаях, а также после ремонтного вмешательства, процедура обязательна, но иногда её надо проделать внепланово. Чтобы определить такой момент, желательно понимать суть вопроса и влияние углов на поведение автомобиля.

сход развал

Если вы задумываетесь о том, чтобы открыть собственный автосервис, обратите внимание на грузовой стенд сход-развал.

Смысл понятий схождения и развала

Выставить правильные углы важно в двух случаях. Первый — после того, как заменялись или даже демонтировались какие-либо детали подвески, производились работы с их посадочными местами. Но даже если к «ходовой» не прикасались мастера, за них это всегда делают время и дороги. То есть, отправляться на стенд надо по регламенту и пробегу. Проверяя там как минимум три основных угла на каждое колесо, это величина развала (англ. Camber), схождения (англ. Toe in-out) и менее известный – наклон условного рулевого шкворня вперёд или назад – (Caster).

Самым важным фактором, влияющим на износа и управляемость, является схождение. В идеале оно должно быть нулевым, то есть плоскости вращения колёс на одной оси параллельны и нигде не пересекаются. Но так в реальности не бывает из-за неизбежных люфтов и проявлений эластичности в подвеске. Приходится выбирать наименьшее зло, которым будет небольшое положительное значение, то есть колёса сведены вперёд, а плоскости пересекутся где-то далеко за передним бампером. Машина обретёт стабильность на траектории, а нервная реакция на руль, характерная при отклонении в «минус», ей ни к чему. Износ также минимален.

Понятие развала сохранилось со времён движения телег по дорогам с полукруглым поперечным профилем. Он положителен, когда верхняя часть колеса отклонена наружу автомобиля. Это обеспечивает лучший по площади контакт колеса с дорогой, которая имеет поперечный наклон к обочине для стока воды. Требование достаточно устаревшее: скорее, сохранение положительных значений данного угла на многих машинах можно объяснить невозможностью его удержания в приемлемых пределах при работе подвески на сжатие.

Для сохранения оптимального развала во всех точках хода колеса потребуется очень сложный направляющий аппарат подвески. Особенно если учесть, что в повороте желательно делать его отрицательным, выравнивая к нулю на прямых. Простейшие подвески (Макферсон) этого не обеспечивают — в них для создания запаса выбирается небольшой положительный развал.

Управляемые колёса поворачиваются вокруг условной оси, иногда называемой шкворнем или «свечой», которая также может быть расположена под углом к вертикали в продольной плоскости. Этот угол — кастор (или «кастер», что на практике равноценно) — влияет на стабильность машины на траектории, позволяет обеспечить быстрые реакции на руль или наоборот, хороший самовозврат и спокойное поведение на прямой.

Периодичность и поводы к контролю углов установки

Оценить необходимость регулировок можно по поведению машины на дороге. Уводы на прямой, затруднения в поворотах, неровное поведение без корректировок рулём… Что хорошо для автоспорта, то противопоказано гражданской эксплуатации, так как приводит к уходу в занос!

Но главное — это ускоренный износ шин, обычно односторонний или ступенчатый по профилю протектора. Последовательность действий тут однозначная: выявление и устранение причины в шарнирах и рычагах подвесок, после чего – визит на регулировочный стенд. Колёса не должны аномально шуметь в поворотах, расходовать топливо и собственный протектор.

Даже если отклонений не замечено, но проводилось ремонтное вмешательство в подвеску (а это — шаровые и прочие шарниры, рулевое или кронштейны кузова), углы надо подрегулировать. Не всегда, так как некоторые работы на них не влияют. Тут потребуется отчётливое понимание геометрии элементов подвески и их связей. При наличии навыков с достаточной точностью можно провести контроль и самому водителю. Потребуется горизонтальная поверхность, отвес и телескопическая линейка, хотя есть и более простые приёмы. Но для сложных и скоростных дорогих машин необходимо обращаться на компьютеризированный профессиональный стенд.

Во что обходится объём работ, и возможна ли
самостоятельная регулировка

Цена вопроса сильно зависит от сложности оборудования и модели автомобиля. В самом среднем случае порядок составляет менее 1000 рублей без корректировок. Верхний порог цены с проведением настройки всех углов, а их может быть от трёх до шести на колесо (схождением, развалом и кастором перечень контролируемых величин не ограничивается, но регулируются не все, это зависит от модели автомобиля), не существует. Закисший крепёж может потребовать массу времени.

Контролируются обе оси автомобиля, но регулируется только то, что предусмотрено изготовителем. Ремонт кузовных и подвесочных повреждений с восстановлением углов — сложная работа для автосервиса, а не пункта «Сход-развал».

Если всё же принято решение действовать самостоятельно, то особое внимание уделяется точности измерений. Методику под конкретный инструмент найти несложно, но величины тут измеряются долями градусов, поэтому будет непросто заменить нитками и линейками установки с лазерами и компьютерами. Однако многие водители успешно экономят немало средств за счёт собственных знаний.

Нижний Новгород,
ул. Фучика, 6

8 800 350 15 10