В августе 2012 года Россия официально вступила в ВТО. Для кого-то сегодня это «трагедия века“, еще один шаг к "гибели» собственного производства, для кого-то на первый план выходит интеграция РФ в мировую экономику, что выглядит несомненным плюсом. Как же вступление в ВТО скажется на автомобильной промышленности РФ, подверженной «стрессам» в связи с всевозможными экономическими изменениями? В нашем сегодняшнем обзоре речь пойдет о том, какие вопросы сегодня, в первые месяцы членства России в ВТО, стоят наиболее остро, в частности об утилизационном сборе.
Вообще, после того как событие уже свершилось, говорить о его благе или зле уже довольно бессмысленно. Важно сделать так, чтобы работа в новых условиях была максимально эффективной. «Главная задача сегодня — как можно спокойнее с экономической точки зрения пройти переходный период, принять превентивные меры по защите отдельных производств и постараться извлечь максимальную выгоду из членства в ВТО», — пишет Ирина Полякова, журнал «За рулем».
Как только появились первые слухи о вступлении России в ВТО, тут же начались разговоры о том, что это «убьет» отечественный автопром, что с огромным и доступным по цене (ведь таможенные пошлины существенно сократятся) потоком иностранных автомобилей российская продукция просто не сможет конкурировать. А начиная с сентября у всех на устах другое «страшное» словосочетание — «утилизационный сбор“. Звучит оно особенно устрашающе наряду с "запредельными» суммами, называемыми в СМИ.
Утилизационный сбор — это изначально закладываемая в стоимость транспортного средства определенная сумма, гарантирующая, что после истечения срока службы, автомобиль не окажется брошенным на стоянке или во дворе. Такой сбор существует во многих цивилизованных странах и называется еще экологическим. Но в том-то и дело, что у нас о создании утилизационной инфраструктуры, отрасли по переработке речи, по крайней мере, на данном этапе, практически не идет. На самом деле, правительство РФ решило сделать своеобразный «подарок» отечественным автопроизводителям, введя утилизационный сбор, компенсирующий казне ту разницу, которая должна была образоваться в цене ввозимых иномарок в связи со вступлением в ВТО. Причем цены не только не снизятся, а даже увеличатся, особенно это касается подержанных автомобилей.
Размер сбора будет высчитываться следующим образом: базовая ставка умножается на коэффициент утилизационной трудоемкости и объема двигателя автомобиля. Для легковых автомобилей базовая ставка составляет 20 тыс. руб., для грузовых — 150 тыс. Это если говорить о компаниях, занимающихся ввозом иномарок. Физическим лицам пугаться не стоит — при оформлении автомобиля на частное лицо заплатить придется в среднем 3–5 тыс. в зависимости от возраста автомобиля (чем старше транспортное средство, тем больше размер сбора). Когда проект еще только обсуждался, первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов заявил: «Это будет такой сбор, который не позволит подержанным автомобилям вновь поступать на единый рынок». Идея действительно хорошая. Но нужно понимать, что трений по методам защиты внутреннего рынка с самой Всемирной торговой организацией не избежать. У России еще очень мало прав в ВТО. И выполнять обязательства нужно (утилизационный сбор уже стал объектом пристального внимания), и защищать собственные интересы необходимо. Это проблема, решение которой займет не один год, а постановление об утилизационном сборе, скорее всего, еще много раз претерпит изменения.
Итак, важный момент — российские производители от сбора освобождаются полностью. Они возьмут на себя обязательства перед государством безопасно утилизировать «отжившие свой век» автомобили. Правда, каким образом, никто не объясняет. Казалось бы, гиганты российской автомобильной промышленности должны аплодировать стоя. Но это только если судить поверхностно. Во-первых, экологическая сторона вопроса должна волновать всех. На что действительно пойдут собранные миллиарды — на строительство заводов по утилизации или просто в бюджет и там перемешаются с остальными средствами? Во-вторых, не превратиться ли это государственное покровительство, опирающееся только на фактор доступности, в отсутствие стимула для собственного развития?
Иностранные автопроизводители, имеющие собственное производство на территории России, также будут избавлены от уплаты утилизационного сбора при предоставлении гарантии о самостоятельной утилизации выпущенных ими автомобилей.
По статистике до 70% от всей конструкции автомобиля пригодно для вторичной переработки. Технологии утилизации не являются секретом и не требуют огромных расходов. И если взимаемые средства действительно пойдут на строительство соответствующих предприятий, то это позволит решить проблему переработки старых автомобилей в сырье. Важно, чтобы это понимало и наше правительство. «Будут ли сами автомобилестроительные концерны создавать собственные утилизационные предприятия или же станут посредниками, зависит от того, какие условия для этого сформирует правительство, – рассуждает Кирилл Маркин, представитель независимого аналитического агентства „Инвесткафе“. – Понятно, что для быстрого старта необходимо разработать соответствующую программу, которая простимулирует концерны идти по этому пути и будет выгодна им самим не только на первоначальном этапе, когда их поддерживает государство, но и дальше».
Что же Горьковский автозавод? Основное направление его деятельности — выпуск легких коммерческих автомобилей «Газель-Бизнес“ и "Соболь-Бизнес». Огромной популярностью пользуется и спецтехника ГАЗ. А сейчас начинаются сразу несколько проектов по выпуску иномарок (Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta, Chevrolet Aveo, Mercedes-Benz Sprinter T1N) на его производственных мощностях. К тому же, ГАЗ активно сотрудничает с производителями автокомпонентов с мировым именем, в частности с компанией Bosal. Их общий проект — производство систем выпуска отработанных газов (СВОГ). Продукция совместного предприятия предназначается для производства коммерческих автомобилей Горьковского автозавода, в том числе «Газель-Бизнес“, а в последствии и "Газель-Некст». Это является еще одним шагом в развитии линейки коммерческих автомобилей ГАЗ. В целом, со вступлением России в ВТО у отечественных производителей могут появиться новые возможности сотрудничества с иностранными корпорациями, а постоянного, непрекращающегося развития.
У ГАЗа сегодня есть по-настоящему своя прочная ниша, на лидерство в которой вряд ли в ближайшее время повлияет ВТО. Что касается создания утилизационной инфраструктуры, то, думается, в этом заинтересованы все крупные отечественные автопроизводители, и руководство автогиганта будет только «за», если в России появится система, по которой будет видно, куда идут поступающие в бюджет по новому законопроекту деньги. Кому, как не ГАЗу, показывать пример успешной работы в стремительно меняющихся условиях.