пр. Ленина, 93г
Нижний Новгород

Утилизация по-русски или «Хотели как лучше, а получилось как всегда»

22 ноября 2011

Подпишитесь на наши новости

Программа утилизации автомобилей, успешно завершившаяся в этом году выдачей всех запланированных правительством сертификатов, имела большой общественный резонанс, что, в принципе,  не удивительно. Подобный эффект был, без сомнения, прогнозируемым и, по идее, в этот момент можно было бы начать «вторую волну» утилизации, о которой много говорилось в долгосрочных прогнозах различными лицами, начиная от Премьер-министра Путина, заканчивая простыми представителями интернет-общественности.

Программа утилизации автомобилей

В МинПромТорге уверяли, что на смену госпрограмме по утилизации старых легковых автомобилей придет программа по утилизации грузового коммерческого автотранспорта. Директор департамента автомобильной промышленности МинПромТорга Алексей Рахманов заявлял, что возможны три варианта финансирования этой программы: «Первый аналогичен схеме утилизации легкового автотранспорта, когда государство компенсирует от 10 до 15 процентов стоимости старой техники. Второй вариант — софинансирование из регионального и федерального бюджета, когда 30 процентов стоимости, к примеру, финансируется регионом, а 70 — федеральным бюджетом. Такой вариант рассматривается применительно к обновлению автобусного парка. Третий вариант — использование лизинговых схем, когда, вложив, условно говоря, рубль в уставной капитал государственных лизинговых компаний, можно купить техники на два.»

Однако несмотря на положительный, действительно оздоравливающий эффект, который имела программа утилизации легковых автомобилей для этой отрасли экономики, правительство не спешит применять подобные меры в остальных сферах. Возможно, всему виной дефицит бюджета и приближающийся, по слухам, кризис мировой экономики, а может быть, «виноваты» экспертные оценки рынка грузовых и коммерческих автомобилей, которые наперебой утверждают, что «в программе нет острой необходимости, поскольку рынок грузовиков сейчас бурно растет». Как заявил директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения МинПромТорга Алексей Рахманов, — «Мы не отказываемся от идеи обновления грузового парка, но формат обновления сейчас обсуждается. Программа утилизации грузовиков не является главной в обновлении парка, так как и без господдержки рынок грузового транспорта растет».

2011 год подходит к концу и в бюджете страны на следующий, 2012, год средства на утилизационную программу так и не предусмотрены. МинПромТорг, проанализировав рынок грузовых автомобилей в стране, принял решение о замораживании проекта утилизации грузового транспорта, как утратившего свою актуальность. Основная декларируемая причина – рост спроса на грузовые автомобили.

И хотя, по данным, опубликованным на официальном сайте «Группы ГАЗ», выручка «Группы ГАЗ» в январе – июне 2011 года составила 52,1 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 39%, все же самого большого роста выручки – около 60% – компания достигла в сегменте легких коммерческих автомобилей (Газелей, Соболей, Валдаев). Исходя из этого, можно заключить, что несмотря на ощутимый рост продаж грузовых автомобилей, все-таки большим спросом пользуются более дешевые машины, обладающие меньшей грузоподъемностью, чем, например, ГАЗ-3309. И возможно, что те предприниматели, нуждающиеся в среднетоннажных автомобилях, которые покупают автомобиль Газель-Бизнес сегодня из-за недостатка средств, могли бы, приняв участие в программе утилизации, позволить себе приобрести новый ГАЗ-Валдай или ГАЗ-33096 с американским дизельным двигателем «Cummins» и отказаться от использования и дорогостоящего обслуживания имеющихся на балансе старых грузовиков типа ГАЗ-53.

И тем не менее, в департаменте автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения настойчиво указывают, что окончательного отказа от утилизации нет, но предлагаемый ранее формат на сегодняшний день неприемлем. Согласно анонсированным планам, программа утилизации грузового транспорта предусматривала стимулирование спроса на автомобили, тоннаж которых превышает 3.5 тонны и предполагала участие со стороны правительства и производителей в виде премии от 150 000 до 250 000 рублей на каждую машину. Также планировалось включить в данный проект и «рокировку» автобусного парка, в котором субсидии могли достичь 50% стоимости транспортных средств. По предварительным оценкам с помощью программы утилизации обновление грузового автопарка страны достигло бы 20 000 автомобилей в год, а автобусный парк суммарно обновился бы 12 500 – 13 000 единиц.

Вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева также высказала свое концептуальное согласие с точкой зрения МинПромТорга и заметила, что «у Группы ГАЗ объем производства грузового транспорта не самый большой, но мы не расцениваем программу утилизации грузовиков как поддержку автопроизводителей. Скорее мы связываем ее как стимулирование модернизации коммерческого автотранспорта». Если грузовой авторынок России по оценкам специалистов стремительно растет, то положение дел в автобусном парке страны не такое оптимистичное. В регионах находится слишком много устаревшей техники, которая не соответствует современным требованиям и регулярно списывается. Елена Матвеева оценивает недостаток поступления новых автобусов по отношению к убытию старой техники приблизительно в 1.2 раза и выражает надежду на сохранение утилизационной программы хотя бы в отношении автобусного парка. Однако аналитики относятся к ее надеждам скептически. Финансирование на 2012 год уже практически распределено и утилизация автобусов не включена в планы минрегиона. Максимум, на что может надеяться страна – это утилизация устаревшей сельхозтехники. По словам первого вице-премьера Виктора Зубкова, правительство намеревается привлечь в данную программу 3.7 миллиардов рублей.

К сожалению, надежды большого количества владельцев старых грузовых автомобилей на новую утилизацию не оправдались. И, нужно отметить, что общественное мнение относительно позиции правительства в данном вопросе может быть выражено народной мудростью: «Хотели как лучше – получилось как всегда», поскольку после «резвого» старта с утилизацией легкового автотранспорта вместо ожидаемых общественностью программ последовал практически полный отказ от обещанной помощи владельцам грузовиков, да и программа государственной поддержки в обновлении сельскохозяйственной техники сильно видоизменилась в процессе утверждения в недрах правительства.

В 2012 году, несмотря на обещания властей, федеральная программа правительства РФ по утилизации сельхозтехники, по словам заместителя директора по внешним связям ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Андрея Агашкова, может также остаться нереализованной: 3 с лишним млрд рублей, изначально предусмотренные для программы, направлены в качестве взноса в уставной капитал ОАО «Росагролизинг». На них компания планирует закупить около 2 тысяч единиц техники. Машины будут реализованы по обычной схеме лизинга, 50%-ной скидки также не ожидается.

«В том виде, в каком это изначально предполагалось, – со скидкой, — программы не будет», — рассказал г-н Агашков. – «Программа долго обсуждалась, о ней не раз говорил первый вице-премьер Виктор Зубков. И когда объявили о выделении на эти цели трех с половиной миллиардов, все обрадовались. Но потом минфину и минсельхозу было поручено определить, какой механизм эффективнее, и от наших предложений, похоже, отказались», — отметил эксперт.

Ситуация с государственным субсидированием и программами утилизации, к сожалению, не стала для большинства россиян неожиданностью, недаром многие века живет в народе поговорка «начали — за здравие, а закончили – за упокой». Но все-таки хочется надеяться, что обещанные программы не будут похоронены вместе со многими другими благими начинаниями, и обновление тяжелого автопарка все-таки состоится, хоть и не в грядущем году, но может быть, в 2013? Кто знает.

Поделиться в соцсетях
Другие новости и события
10 октября Газель и УАЗ-Профи
Сегодня мы оцениваем характеристики нового полуторатонника УАЗ-Профи, которого журналисты окрестили «убийцей Газели».
4 октября Новая автомастерская Газон-Некст CNG
Группа ГАЗ представляет новую аварийно-ремонтную автомастерскую мастерскую для газораспределительных станций. Новинка построена на шасси метанового Газона-Некст.
25 сентября Газель-Некст — чемпион России
Команда ГАЗ Рейд спорт на Газелях-Некст завоевала победу в заключительном этапе и выиграла Чемпионат России по ралли-рейдам.
Смотрите также
Автомобили "ГАЗ" в нашем каталоге:
8 800 333–80–84
Нижний Новгород,
пр. Ленина, 93Г

Готовые фургоны для автомобилей
Газель в наличии от 59 000 Р.

Яндекс.Метрика    

Дизайн — Студия Titanium

Внедрение — Студия Graphit