Техника для коммунальных служб — это особая отрасль машиностроения, в которой используются специальные технологии, позволяющей сделать работу по обслуживанию городской инфраструктуры максимально эффективной и быстрой. При этом в России находится относительно небольшое количество производителей, специализирующихся на подобных агрегатах, и они строят свою технику лишь на нескольких моделях шасси. Среди наиболее популярных можно назвать КамАЗ, однако машины на подобной базе получаются громоздкими, неповоротливыми и не всегда подходящими для использования в современном городе. Техникой меньшего размера ранее занимался ЗИЛ, однако его уход с рынка оставил почти незанятой нишу среднеразмерных коммунальных машин. Единственные предложения в ней на данный момент — дорогостоящие агрегаты зарубежного производства, которые слишком дорого обходятся как при покупке, так и при обслуживании.
Однако теперь этот сегмент рынка может вновь стать активным, ведь группа компаний ГАЗ представила сразу несколько коммунальных машин на базе своей новой модели Газон-Некст. Чтобы понять, почему именно они смогут серьезно обновить автопарки коммунальных служб, стоит внимательнее присмотреться к каждому новому автомобилю.
Быстрая уборка — дело техники
Одной из перспективных моделей является мусоровоз на шасси Газон-Некст, который получил индекс KBR-P6N. Надстройка общей массой в 2,5 тонны поставлена чешской компанией KOBIT. Использование современных комплектующих позволило сделать этот агрегат относительно небольшим по размерам — ширина прессового оборудования составляет всего 2,4 метра, что позволяет машине уверенно передвигаться по узким переулкам в исторических частях городов, а также дает возможность использовать ее в качестве внутреннего технологического транспорта на крупном предприятии. Для сравнения — устанавливавшаяся на старый Газон надстройка «Коммаш», произведенная в Арзамасе, имела ширину 2,5 метра, а оборудование, устанавливаемое на шасси КамАЗ и МАЗ — от 2,55 до 2,85 метра.
Вместимость кузова составляет 6 кубических метров. Понятно, что этот показатель является далеко не рекордным, однако на практике машина вмещает не меньше отходов, чем ее аналоги, благодаря коэффициенту уплотнения, равному 4,0. Таким же обладают и более крупные спецавтомобили, а большие значения предлагают только зарубежные производители — например, FAUN либо Mazzocchia, техника которых имеет в несколько раз большую стоимость. Кроме того, стоит обратить внимание и на увеличенную грузоподъемность, равную 2,9 тоннам. Она на 600–700 кг превышает показатель мусоровозов на шасси Hino, Mitsubishi Fuso и прочих компактных грузовиков, предлагаемых зарубежными производителями. Также чешский производитель надстройки уделил значительное внимание традиционному слабому месту любого мусоровоза — погрузочному манипулятору. Его грузоподъемность равна 800 кг — такой показатель даже больше, чем у аналогичной техники на отечественном шасси. Не лишним будет и сравнение с оборудованием «Коммаш» на шасси прежнего Газона — его показатель составлял 500 кг, что существенно ограничивало область применения машины.
Инновационный мусоровоз KBR-P6N, совместного производства «Коммаш» и KOBIT
Мусоровоз полностью универсален — он может работать как со стандартными баками объемом 110,120,240,330 литров, так и с контейнерами на 660 литров, а также с емкостями европейского образца, вместимость которых равняется 1,1 кубометру. За счет этого у машины есть и экспортный потенциал, а не только возможность применения на внутреннем рынке. Сам кузов обработан специальными уплотнительными материалами и снабжен специальными дренажными шлангами — за счет этого решается проблема попадания жидких отходов в исполняющие механизмы, которые могут отказывать в результате подобного обращения. Кроме того, преимуществом надстройки от KOBIT является оригинальная компоновка, в которой погрузочное устройство и кузов не разделены промежутком, как в иных машинах. Благодаря этому полностью исключается вероятность рассыпания мусора при неаккуратной погрузке, а конечным результатом становится чистота городских улиц.
Всегда чистые дороги
Еще один вариант спецтехники от ГАЗ — комбинированная дорожная машина (КДМ) КО-829N, предназначенная для всесезонного использования. Для нее предлагаются сразу две надстройки — летом будет актуальной цистерна для поливочной жидкости, имеющая объем 4,0 кубометра, а зимой — бункер для посыпочного материала емкостью 3,0 куба. Сразу стоит сказать, что такие параметры сопоставимы не только с возможностями оборудования, которое устанавливалось на Газоны прежнего поколения, но и с надстройками на более тяжелых шасси.
Комбинированная дорожная машина КО-829N за работой
Навесное оборудование типично для машины такого класса — ширина отвала равняется 2,3 метра, а щетки — 2,4 метра. Отвал может использоваться для уборки плотного слежавшегося снега за счет усиленной конструкции. Максимальная высота убираемого снежного слоя — 30 сантиметров. Характеристики моющей и подающей антигололедные реагенты техники являются одними из лучших в классе. Ширина обрабатываемой области составляет соответственно 2,5–10 и 2–9 метра, тогда как даже крупные коммунальные машины на шасси МАЗ и КамАЗ ограничиваются уровнем в 8–9 метров в обоих режимах. Кроме того, на автомобиль можно установить и щетку для очистки дорожных барьеров, ширина которой составляет 0,25–1,5 метра.
Привод всех исполнительных механизмов — гидравлический, обладающий повышенной надежностью и долговечностью. Надстройки созданы из высокопрочной стали, хорошо противостоящей как механическим повреждениям, так и воздействию коррозии. Технологическая скорость такого транспорта равна 35 км/ч, что полностью соответствует общепринятым нормам.
Универсальная техника
Исторически сложилось так, что на «плечи» автомобилей ГАЗ ложились и многие сельскохозяйственные работы. Среднетоннажные Газоны специально были созданы для езды по грунтовым дорогам. Поэтому логичным было запустить проект по созданию универсального самосвала, который мог бы использоваться в различных сферах деятельности человека, включая и сельское хозяйство.
Результатом работы над таким проектом стал автомобиль ГАЗ-САЗ-25072, оборудованный кузовом Саранского завода. Аналогов этой машине нет на самом деле — ведущие производители грузовой техники в сопоставимой ценовой категории, включая МАЗ и КамАЗ, производят компактные автомобили строительного, а не сельскохозяйственного назначения. Об иностранных производителях можно и не упоминать, поскольку их продукция настолько дорога для отечественных аграриев, что те могут покупать ее только в подержанном состоянии.
Новый саранский самосвал ГАЗ-САЗ-25072
Чтобы понять, почему самосвал Газон-Некст можно назвать уникальным, стоит сопоставить его параметры с аналогичными по габаритам машинами. Конечно, по грузоподъемности он проигрывает, однако для сельскохозяйственного автомобиля, который перевозит грузы с небольшой объемной массой это не столь важно. Его полезная нагрузка равна 4,5 тонны против 7,75 у КамАЗ и 6,0 у МАЗ. Гораздо важнее другой показатель — объем кузова. В базовом варианте у Газона он также меньше — 5 кубометров против 6 у основных конкурентов, однако потребитель может заказать самосвальный кузов с наращенной до 1,25 или 1,45 метров высотой бортов, не обращаясь к сторонней организации. Это соответствует внутреннему объему в 10 и 11,5 кубических метров соответственно. И, напоследок, стоит привести решающий аргумент — у Газона самосвальный кузов поднимается не только назад, но и вбок, что очень важно при использовании специализированного сельскохозяйственного оборудования.
Аналогичные по функциональности модели иных производителей имеют намного большие габариты и оснащаются моторами увеличенного объема, расходующими значительное количество топлива, что ограничивает сферу их применения крупными аграрными предприятиями. У самосвала ГАЗ будущее есть и при использовании в небольших фермерских хозяйствах современного типа.
Стоит также сказать, что в базовом варианте (без наращенных бортов) Газон-Некст, оборудованный самосвальным кузовом, также может использоваться коммунальными и дорожными службами. Для них преимуществом станут:
Преимущества шасси
Говоря о специальной технике на базе автомобиля Газон-Некст, нельзя не упомянуть о том, что представляет собой используемое шасси. В сравнении со своим предшественником, ГАЗ-3309, машина была полностью переработана. Помимо новой кабины, она обзавелась глубоко модернизированным шасси, обладающим повышенной прочностью и надежностью. Модернизация положительным образом сказалась на стоимости эксплуатации Газона-Некст. По оценкам специалистов, она в среднем на 30% ниже, чем у зарубежных аналогов данного класса. Если же говорить о более крупных шасси, которые используются для коммунального транспорта, то разница будет ещё более ощутимой.
Оценить стоит и вместимость кабины — в отличие от большинства грузовиков малого и среднего класса, в нее помещается не два, а три человека — «лишнее» рабочее место лишним отнюдь не бывает. Приятным бонусом будет и экономичность ярославского дизеля, который имеет достойные мощностные параметры, однако расходует 18 литров горючего на 100 километров против 22 литров у двигателей ММЗ на МАЗ и 20–25 литров у Cummins 4 ISBe4 185 (КамАЗ). Также в отличие от многих импортных моторов, запчасти для него всегда доступны в любой точке страны.
Можно наверняка утверждать, что за счет указанных преимуществ специальные автомобили на шасси Газон-Некст займут свою нишу на рынке, став незаменимым инструментом для коммунальных служб, сельскохозяйственных предприятий и всех других потребителей среднетоннажной спецтехники.