пр. Ленина, 93г
Нижний Новгород

«В роду все были врачами»: прошлое, настоящее и будущее медицинских автомобилей ГАЗ

1 ноября 2013

На прошлой неделе мы писали о том, как автозавод ГАЗ представил обновленный автомобиль «Скорой Помощи» класса B на базе Газели-Некст. Как и вся линейка Некст, он радует глаз стремительным, динамичным, обтекаемым дизайном, массивными сигнальными фонарями. Однако, этот экспонат — не просто новый, современный автомобиль, он является преемником 80-летней династии медицинских автомобилей ГАЗ. Именно об этом старом семействе мы и поведем речь в нашем обзоре.

Родословная  санитарных автомобилей ГАЗ началась с кареты «Скорой Помощи» на базе грузовика ГАЗ-АА, появившейся в 30-е годы. В первое время ее кузов переделывали в медицинский модуль в обычных автомастерских. В 1934 году был принят стандарт оборудования, и автомобиль стал полновесно использоваться  на городских станциях «Скорой Помощи». ГАЗ-АА с массивным кузовом имел мягкие передние и задние рессоры, а также гидравлические амортизаторы для более плавного хода.

ГАЗ-АА АСМП, 30-е годы

Аатомобиль Скорой медицинской помощи ГАЗ-АА

Салон ГАЗ-АА Скорая Помощь

Салон «Скорой Помощи» ГАЗ-АА

Прошло несколько лет, и «Скорую Помощь» ГАЗ-АА «призвали» на фронты Великой Отечественной войны.  К тому времени у нее появился «однокашник», ГАЗ-55, санитарный автомобиль, созданный на базе грузовика ГАЗ-ММ. В его салоне размещалось 4 лежачих и 2 сидячих больных или же 2 лежачих и 5–10 сидячих. Примечательно: в рекомендациях к использованию машины было указано, что для более мягкого хода на дно кузова следует насыпать песок толстым слоем и сверху устилать его соломой. На машину был установлен калорифер, работавший от выхлопных газов, и система вентиляции.

ГАЗ-55 Скорая Помощь

Санитарный автомобиль ГАЗ-55

АСМП модели ГАЗ-55

ГАЗ-55

После войны отпала необходимость перевозить большие группы больных, и санитарные кузова перекочевали на легковые шасси. Примером может служить модель ГАЗ 12-Б ЗИМ, автомобиль лимузинного типа с выдвижными носилками и раскладывающимися сидениями в задней части салона. Также под медицинские нужды перестраивались и горьковские «Победы», которые могли вмещать одного больного на носилках и имели отдвижную спинку заднего сидения. Однако, серийного выпуска автомобилей не было налажено, и в медицинские кареты легковушки превращали в больничных гаражах по чертежам завода.

ГАЗ 12-Б ЗИМ

АСМП ГАЗ 12-Б ЗИМ

ГАЗ 12-Б ЗИМ, салон

Салон медицинского автомобиля ГАЗ 12-Б ЗИМ

В особых случаях требовались машины с большей вместимостью, потому на место ветерана ГАЗ-55 в 1956 году пришел бежевый автомобиль «Спецмедподмощи» ПАЗ-653 на шасси ГАЗ-51 и кузовом производства Павловского автобусного завода. В нем было 13 мест для сидячих пассажиров и 4 места для носилок.

ПАЗ-653 Спецмедпомощь

Автобус «Спецмедпомощи» ПАЗ-653

Позже началась эра «Волг».  ГАЗ-21, ГАЗ-22, ГАЗ-24 и наконец ГАЗ-3102 — все они, в свое время, стояли на службе здравоохранения страны. Санитарные модули на них не сильно различались между собой:  два передних сидения, два задних и одно лежачее — для больного на носилках. Финская компания ТАМРО устанавливала на шасси Волги желтые фургончики, что делало машину более комфортабельной, позволяло установить носилки лучшего качества, а также шкафы для хранения мединструмента.

ГАЗ-21 Скорая Помощь

ГАЗ-21 «Волга» переоборудованная в «Скорую Помощь»

АСМП ГАЗ-24 Волга

АСМП ГАЗ-24 «Волга»

ГАЗ-24 «Волга» с финским фургоном TAMPO

Медицинский фургон TAMPO изнутри

Медицинский фургон  TAMPO изнутри

АСМП ГАЗ-3102 Волга

Автомобиль «Скорой Помощи» ГАЗ-3102 «Волга»

После распада СССР Россия лишилась основных поставщиков санитарных фургонов — латвийского автозавода RAF. «Рафики» составляли подавляющую часть автопарка «Скорой Помощи», и их ресурс год за годом истекал. Ответ на потребность в более вместительных автомобилях для «неотложки» дал завод ГАЗ в 1995 году после выпуска своей важнейшей модели — малотоннажного грузовика Газель. С того момента и по сей день именно она остается основной машиной в арсенале российских медслужб. Во второй половине 90-х «Скорая Помощь»  на базе Газели имела 2 типа конструкции: модульную (с кузовом-фургоном из утепленных «сэндвич»-панелей) и цельнометаллическую (ц/м фургон). Фургон-модуль был более просторным по сравнению с цельнометаллическим фургоном, однако его изготовление обходилось дороже, тем более что фургоны заказывались в сторонних предприятиях. С 1996 года было налажено серийное производство цельнометаллических автобусов модели ГАЗ-2705, позднее — моделей ГАЗ-32214, и АСМП на их базе стали обходиться намного дешевле аналогов с кузовом.  На протяжении десятилетия именно модель ГАЗ-33214 стала основой для подавляющего большинства автомобилей «Скорой Помощи». Их изготавливали различные предприятия по всей стране, различия проявлялись в качестве материалов для отделки и мелких деталях. Салон обычно насчитывал 184 см в высоту, в нем работала климатическая система, стенки имели тепло- и шумоизоляцию.

Газель-Скорая Помощь с модульной конструкцией

Модульная «Скорая Помощь» на базе автомобиля Газель

Реанимобиль Газель цельнометаллический

Реанимобиль Газель

Что можно сказать о медицинских «Газелях» в наши дни? Прежде всего стоит упомянуть, что  в 2002 г вышел государственный стандарт,  утвердивший специализацию медицинских автомобилей в соответствии с европейскими стандартами —  деление по классам  «А», «B» и «C». Машины класса «А» применяются для транспортировки и осмотра больных в стабильном состоянии, «Скорая» класса «B» выезжает для оказания экстренной помощи и перевозки человека в больницу, класс «С» — реанимобиль, название говорит само за себя. Как уже было упомянуто, большинство автомобилей всех трех типов в России сейчас представлены маркой Газель. По существу классы «А» и «B» различаются только объемом салона, поскольку по евростандарту автомобили для оперативного оказания медпомощи должны иметь больший объем, чем машины для транспортировки больных. Внутреннее же устройство у них примерно одинаковое. Стенки салона имеют термо-шумоизоляцию, окна матированы, между кабиной и салоном есть перегородка со сдвижным окном. Электросистема имеет разводку на 12 и 220 В, в потолок вмонтированы светодиодные плафоны, область носилок подсвечивается дополнительно, снаружи на крыше установлены светодиодные сигнальные фонари синего цвета. Климатическая система включает в себя отопитель, приточно-вытяжную вентиляцию и люк с функцией аварийного выхода. Из мебели в фургоне помещается шкаф с полками, умывальник с двумя бачками воды, два кресла по правому борту и топчан для сопровождающих или для дополнительных носилок. Как было сказано, автомобиль класса «А» используется в для выезда к больным в стабильном состоянии, тем не менее он должен иметь все необходимое для оказания серьезной помощи — в ней есть и система вентиляции легких, и реанимационный набор, и обширный набор лекарств. Разместить и закрепить оборудование помогают стеновые закладные, крышный леер для инфузионной системы, держатели для газовых баллонов. По центру салона располагается тележка- каталка с носилками. В автомобиле класса «B» предусмотрен еще и кислородный шланг.

АСМП ГАЗ-3221 Газель

Автомобиль «Скорой Помощи» класса «B» Газель

Самый серьезный медицинский автомобиль — это «реанимобиль», или Скорая помощь класса «С». Реанимобили используются в работе кардиологии, медицине катастроф и других сферах, когда требуется неотложная помощь специалистов «здесь и сейчас». Салон реанимобиля оборудован таким же образом, как и салон «B», однако реанимационная бригада использует дополнительные специальные инструменты. Среди них — пульсоксимер, монитор, отображающий ход вливания лекарств, наборы для операций на спинном мозге и на сердце. Борта реанимобиля окрашены в ярко-желтый цвет, сигнально-громкоговорящее устройство усилено по сравнению с линейными АСМП.

Почему именно Газели завоевали доверие медицинских служб в нашей стране? Решающее значение имеют отличные ходовые качества, доступность и ремонтопригодность. У муниципальных служб редко находятся средства на своевременное обновление автопарка, поэтому возможность быстро отремонтировать машину здесь особо ценится.  Модель ГАЗ-3221 за 18 лет существования как никто другой приспособилась к российским дорогам и климату. Габаритные размеры цельнометаллического фургона Газель не намного превышают среднестатистический легковой автомобиль, поэтому, он без затруднений лавирует в городском потоке, и вместе с тем места внутри хватает для размещения всего необходимого.

До недавнего времени на рынке медицинских автомобилей было мало альтернатив Газели-Некст. Однако, и вскоре положение дел может измениться благодаря выходу серии автомобилей Газель-Некст. Уже представлено два АСМП на этом шасси: в мае на выставке «Комплексная безопасность-2013» ГАЗ представил реанимобиль Некст, а в недавно, в октябре на заседании Наблюдательного совета АНО «Новая скорая и неотложная помощь» была продемонстрирована «Скорая Помощь» на шасси Некст класса «B». Первое, что отличает обе машины — возвращение  к модульной конструкции: на шасси устанавливается полностью оборудованный медицинский фургон, утепленный панелями «сэндвич». Этот принцип многое меняет: теперь фургоны будут намного просторнее, медикам станет удобнее работать, внутри поместится больше оборудования. И выглядит Реанимобиль Некст изнутри как целая комната: на весь левый борт растянулся сплошной стеллаж  со шкафами, с правого борта — два откидных сидения, посередине — фиксатор со складной «каталкой». Любопытно отметить, что вместо обычной перегородки между кабиной и салоном теперь сделали прямой проход. У «Скорой Помощи-Некст» есть своя характерная черта:  часть оборудования (баллоны, носилки и т.д.) можно взять из салона снаружи, через дополнительные люки.  Очевидно, что Скорая Некст имеет мало общего со своей предшественницей,  и ее по праву можно назвать медицинским автомобилем нового поколения. Внедрение этих машин на станции «неотложки», по всей видимости, начнется скоро, поскольку в мае этого года вышло предписание Президента о замене  «отжившего» автопарка, согласно которому в стране планируется заменить около 10000 автомобилей.

Скорая Помощь Газель-Некст

Газель-Некст — АСМП класса «B»

Реанимобиль Газель-Некст

Реанимобиль «Некст»

Салон реанимобиля Газель-Некст

Внутреннее устройство реанимобиля «Некст»

Автомобили ГАЗ всегда стояли на службе здравоохранения страны. Они были с народом и в войну, и в мирное время, под «Скорую Помощь» переделывали почти все популярные горьковские модели. В наши дни автомобили Газель-Бизнес практически полностью удовлетворяют потребность  в санитарном транспорте, и любой город невозможно представить без белых «газовских» фургонов с красными крестами.  На подходе новые модели,  и  в истории медицинских автомобилей ГАЗ появится еще много новых глав.

Поделиться в соцсетях
Другие новости и события
10 октября Газель и УАЗ-Профи
Сегодня мы оцениваем характеристики нового полуторатонника УАЗ-Профи, которого журналисты окрестили «убийцей Газели».
4 октября Новая автомастерская Газон-Некст CNG
Группа ГАЗ представляет новую аварийно-ремонтную автомастерскую мастерскую для газораспределительных станций. Новинка построена на шасси метанового Газона-Некст.
25 сентября Газель-Некст — чемпион России
Команда ГАЗ Рейд спорт на Газелях-Некст завоевала победу в заключительном этапе и выиграла Чемпионат России по ралли-рейдам.
Смотрите также
Медицинские автомобили в нашем каталоге

Подпишитесь на наши новости

8 800 333–80–84
Нижний Новгород,
пр. Ленина, 93Г

Готовые фургоны для автомобилей
Газель в наличии от 59 000 Р.

Яндекс.Метрика    

Дизайн — Студия Titanium

Внедрение — Студия Graphit