пр. Ленина, 93г
Нижний Новгород

Влияние программы утилизации на авторынок России

30 апреля 2010

Подпишитесь на наши новости

Экспериментальная программа по утилизации старых автомобилей проходит «на ура», она двигает вперед российский автопром, она – лучшее решение для российского рынка за последние годы. Эти, и многие другие восторженные возгласы слышны вокруг. Но все ли так радужно? Действительно ли программа утилизации стала панацеей для автопрома России? Попробуем разобраться.

В самом деле программа по обмену «автохлама» на сертификаты в 50 000 рублей, дающие скидку при покупке нового авто, проходит, что называется, в спринтерском темпе. Как заявил глава департамента автопрома, Алексей Рахманов, программа утилизации завершится уже в мае, хотя ранее было запланировано, что этот эксперимент продлится до ноября текущего года. Почему? Просто заканчиваются выделенные средства. К концу мая будет утилизировано около 200 тысяч автомобилей и пилотную программу можно считать завершенной.

Безусловно, она положительно повлияла на авторынок России, оживила его. К примеру, для «АвтоВАЗа» эксперимент стал настоящим прорывом. По данным Минпромторга, около 75% приобретаемых с помощью утилизационных свидетельств автомобилей – продукция тольяттинского автозавода. И уже слышны просьбы от автопроизводителей о продлении эксперимента. Будет ли он продлен? Уверенности нет. 11 миллиардов рублей (именно эта сумма была выделена под программу утилизации) и так стали серьезным ударом для бюджета страны. И еще один такой «хук» он просто не выдержит. Как известно, бюджет этого года – дефицитный. Аналитики прогнозируют даже обращение к МВФ за кредитом. Так что покупка автохлама для страны может обернуться не очень приятными последствиями.

Кроме этого, введенная программа утилизации привела к серьезному «перекосу» на авторынке. На автомобили, попавшие в программу, стоит очередь в несколько месяцев. И даже пришедшим за покупкой с «живыми» деньгами клиентам приходится стоять в очереди. Такой ажиотаж приводит к спекуляции. Некоторые «нечистоплотные» дилеры продают места в очереди своим клиентам, а уследить за всеми нюансами на местах не так просто. В то же время, различная спецтехника и автомобили в исполнении, отличном от базовых (удлиненные модификации, фургоны и так далее), в программу утилизации не вошли. Потенциальные клиенты на такую технику остались обделенными (это хорошо видно на примере продукции «Группы ГАЗ»).
Еще одна «пробка» создается при снятии авто с учета в ГАИ. Здесь также образуется «труднопроходимое» место. Ведь наше ГИБДД привыкло работать размеренно. И многие вопросы приходится решать буквально в индивидуальном порядке.

Далее: эксперимент по утилизации старых автомобилей уже привел к существенному повышению стоимости машин на вторичном рынке. И это касается, в первую очередь, автомобилей в «возрасте»  5–10 лет. По данным статистики, за первый квартал 2010 года цена на 3-х летние авто выросла на 3%, 5–7 летние – на 7%, а 10-летние – больше, чем на 11%. И, хотя повышение цен на б/у авто говорит о росте спроса, некоторое беспокойство это все же вызывает – сказывается ажиотаж вокруг возможного дефицита подержанных машин.

Что же мы имеем в итоге? Программа утилизации привела к оживлению авторынка России. Это факт. Но существенно изменить положение инвестиция в 11 млрд. рублей не сможет. Замена 200 тысяч старых авто на новые в масштабах страны более чем скромная. К примеру, тот же «АвтоВАЗ» выпускает 500 000 автомобилей в год. А выделить еще раз такую же или большую сумму в текущем году – решение более чем рискованное.
Есть ли смысл в продлении эксперимента? Ответ не однозначен. Для автопроизводителей и покупателей программа утилизации – благо, для бюджета страны нет. А окончательный эффект для экономики в целом – сомнителен. Во всяком случае для продления программы нужны существенные ее корректировки в соответствии с полученными результатами пройденного этапа утилизации старых автомобилей.

Поделиться в соцсетях
Другие новости и события
10 октября Газель и УАЗ-Профи
Сегодня мы оцениваем характеристики нового полуторатонника УАЗ-Профи, которого журналисты окрестили «убийцей Газели».
4 октября Новая автомастерская Газон-Некст CNG
Группа ГАЗ представляет новую аварийно-ремонтную автомастерскую мастерскую для газораспределительных станций. Новинка построена на шасси метанового Газона-Некст.
25 сентября Газель-Некст — чемпион России
Команда ГАЗ Рейд спорт на Газелях-Некст завоевала победу в заключительном этапе и выиграла Чемпионат России по ралли-рейдам.
Смотрите также
8 800 333–80–84
Нижний Новгород,
пр. Ленина, 93Г

Готовые фургоны для автомобилей
Газель в наличии от 59 000 Р.

Яндекс.Метрика    

Дизайн — Студия Titanium

Внедрение — Студия Graphit