Как известно, программа утилизации достаточно дорого обходится государству — очень много денег тратится на переработку устаревшего транспорта и на сортирование полученных материалов. В связи с этим молодые учёные из Нижегородского технического университета решили разработать автомобиль, который не будет создавать проблем при утилизации. Партнёром проекта выступила группа ГАЗ, которая предоставила технические данные о ряде своих автомобилей.
Выяснилось, что в настоящее время ситуация действительно удручающая. К примеру, для производства Газели-Некст используется 40 видов пластмасс с различным химическим составом. Всего же изготовление транспортного средства требует применения более 100 разновидностей материалов. Как следствие, утилизация превращается в настоящую проблему — часть материалов безвозвратно теряется, а остальные подлежат трудоёмкой сортировке.
На основе полученной информации специалисты разработали концепцию «умного автомобиля», поддающегося переработке более чем на 90%. Для этого они предложили использовать унифицированные материалы — например, инновационные пластмассы и современные металлические сплавы. Такая мера потребует комплексной реорганизации производственного процесса и длительной работы с поставщиками, однако она отразится не только на облегчении утилизации, но и на уменьшении себестоимости автомобилей.
Представители группы ГАЗ высоко оценили результаты работы специалистов НГТУ, а также отметили, что большинство из них можно будет использовать при разработке следующего поколения лёгкого и среднетоннажного коммерческого транспорта. Руководство компании также не исключает вынесения вопроса оптимизации производство на обсуждение в масштабах всей страны. Дальнейшая унификация используемых материалов позволит уменьшить затраты в рамках государственных программ, повысить конкурентоспособность продукции отечественных заводов, а также снизить зависимость от импортных поставок.
На очереди у молодых учёных из НГТУ — ещё ряд проектов, в которых партнёром выступит группа ГАЗ. В частности, они собираются заняться вопросами экономии топлива, повышения чистоты выхлопов дизельных двигателей, а также уменьшением себестоимости транспорта за счёт оптимизации существующих производственных процессов. Такие проекты полезны не только для группы ГАЗ, но и для государства, которое также может оптимизировать расходную часть бюджета и получить больше налоговых поступлений за счёт роста объёма продаж отечественной продукции.