На днях представители группы ГАЗ внесли предложение об отсрочке введения обязательных экологических норм Евро-5 в России. Напомним, что переход на повышенные стандарты чистоты выхлопа автомобиля был запланирован на конец 2015 — начало 2016 года.
По словам вице-президента компании, Елены Матвеевой, все предприятия группы ГАЗ в настоящее время готовы начать использование моторов экологического класса Евро-5. При этом речь идет не только о бензиновых двигателях, но также об агрегатах, работающих на дизельном топливе, сжиженном и сжатом газу.
Предложение было введено не по причине неготовности российских производителей — в настоящее время уже выпускается топливное оборудование, которое обеспечивает достаточно высокие показатели эффективности. Переход на Евро-5 необходимо отложить для восстановления российского автомобильного рынка. Елена Матвеева отметила, что внедрение новых стандартов неизбежно скажется на стоимости коммерческого транспорта и существенно снизит спрос на автомобили российского производства. В период кризиса такая политика попросту недопустима, поскольку она может привести к коллапсу продаж.
Вместо этого руководство группы ГАЗ предложило ввести программу стимулирования экспортной деятельности. По словам президента компании Вадима Сорокина, в настоящее время у российских предприятий, работающих в автомобильной отрасли, есть очень большой внешнеэкономический потенциал, который можно реализовать при условии достаточных инвестиций. Предоставить их может как государство, так и частные фонды, однако без поддержки Правительства шансов на успешную реализацию такой масштабной программы достаточно мало.
Вместе с тем, автозавод ГАЗ не отказывается от планов выпуска автомобилей, соответствующих нормам Евро-5, на российский рынок. Относительно недавно Ярославский завод дизельной аппаратуры (ЯЗДА) представил новый топливный насос для дизельных моторов, создающий давление до 2000 бар, что является необходимым условием для выполнения новых экологических норм.
Первые образцы такой техники появятся в продаже с января 2016 года, что соответствует первоначальным планам, разработанным с учетом обязательного перехода на новые стандарты. Однако параллельно с ними можно будет купить и автомобили Евро-4. Замещение силовых агрегатов будет происходить постепенно, что позволит адаптироваться к рыночным процессам и предотвратить коллапс продаж.