Сборка двигателя
Часть 1
- Ввернуть в блок цилиндров все шпильки. Резьбовую часть шпилек, входящих в водяную рубашку покрыть герметикой «Трибопласт 9» (Шпильковерт М8)
– датчик давления масла
- Ввернуть:
– штуцер крепления масляных датчиков
– аварийный датчик
– датчик давления масла
- Смазать толкатели клапана маслом и подобрать их к направляющим отверстиям. Подобранный толкатель должен свободно перемещаться и проворачиваться в направляющем отверстии от руки (Масло, применяемое для смазки двигателя)
- Смазать маслом опорные шейки распредвала (Масло, применяемое для смазки двигателя)
- Подсобрать распредвал:
– взять кольцо распорное и надеть на хвостовик вала распределительного фаской к первой опоре
– запрессовать шпонку в паз хвостовика вала распределительного (Молоток)
– взять фланец упорный, смазать маслом и надеть на хвостовик вала распределительного
- Установить шестерню на хвостовик вала распределительного.
После установки шестерни упорный фланец должен свободно проворачиваться. - Подсобрать болт с шайбами, наживить и завернуть его ключом в 2 этапа первый по резьбе до упора, второй раз, протянув динамометрическим ключом с моментом 4,0…5,6 кг/см
- Смазать маслом шейки распределительного вала.
Установить подсобранный распределительный вал в отверстие в блоке. - С6. Установить упорный фланец распредвала так, чтобы отверстия его совпадали с отверстиями в блоке, и закрепить болтами с шайбами (Ключ S=12)
Проверить легкость вращения распределительного вала от руки, повернув его на 1,5–2 оборота.
- Подсборка коленчатого вала с маховиком и сцеплением
- Взять подшипник переднего конца ведущего вала КПП, заложить в него 20 гр смазки ЦИАТИМ 201 и запрессовать его в гнездо фланца коленчатого вала до упора.
- Нанести на AE80 фланца коленчатого вала смазку ЦИАТИМ 201
- Надеть сальник коленчатого вала на фланец коленчатого вала
- Установить маховик на задний конец коленчатого вала
- Уложить шайбу болтов крепления маховика
- Закрепить маховик к коленчатому валу болтами. Затянуть болты крепления маховика в два приёма.
Первый раз по резьбе до упора (Ключ S=17). Второй раз, протянув динамометрическим ключом с моментом 8…9 кг/см (Ключ тарированный 8545–4005/9) - Взять ведомый диск, надеть его на центрирующую: оправку и установить его так, чтобы выступ на диске был направлен к корзине сцепления (Оправка)
– Установить корзину сцепления и закрепить его болтами с шайбами в 2 приёма. Первый раз по резьбе до упора. Второй раз, протянув динамометрическим ключом с моментом 2…3 кг/см (Ключ тарированный 8545–4005/1).
Если при сборке происходит замена коленвала, маховика или корзины сцепления, необходимо произвести балансировку (см. раздел «балансировка»).
С8. Взять коленчатый вал в сборе, надеть заднюю шайбу упорного подшипника на первую коренную щеку алюминиевой стороной к щеке вала (прорезями под масло к коленчатому валу).
- установить переднюю упорную шайбу стальной поверхностью к блоку
- надеть на передний конец коленчатого вала упорную стальную шайбу фаской к блоку и запрессовать в паз коленчатого вала шпонку
- Взять вкладыши коренных подшипников, протереть технической салфеткой и вложить их в постели блока и в крышки коренных подшипников
- Смазать маслом вкладыши подшипников (Масло, применяемое для смазки двигателя)
- Уложить коленчатый вал в постели коренных подшипников и установить коренные крышки в соответствующем порядке, совместив упорные шайбы коленвала с пазами и штифтами на крышке и блоке
- Затянуть гайки крепления коренных крышек в два приёма.
Первый раз по резьбе до упора. Второй раз протянув динамометрическим ключом по порядку 10 6 2 4 8 с моментом 12,5… 13,6 кг/см 9 5 13 7
Проверить легкость вращения коленчатого вала провернув его приспособлением не менее чем на 180° так, чтобы 1 и 4-ая шатунные шейки были в НМТ
- Нанести Автогермесил в виде жгута на плоскость разъема крышки уплотнительной заднего коренного подшипника (толщина жгута должна быть = 3 мм) и надеть ее на шпильки крепления
- Завернуть гайки крепления уплотнительной крышки в 2 приёма
Первый раз по резьбе до упора. Второй раз динамометрическим ключом с Мкр 1,2… 1,8 кг/см
- Надеть распределительную шестерню на передний конец коленчатого вала, совместить метку на шестерне коленчатого вала с риской на шестерне распределительного вала
- Провернуть в зацепленном состоянии шестерню распределительную коленчатого вала до совмещения шпоночного паза со шпонкой и напрессовать шестерню на посадочный диаметр коленчатого вала (Молоток, Оправка для запрессовки шестерни)
- На передний конец коленчатого вала надеть маслоотражательную шайбу, надеть на шпильки прокладку и крышку распределительных шестерен
- На передний конец коленчатого вала надеть центрирующую оправку и закрепить крышку распределительных шестерен болтами и гайками с шайбами (Оправка 55–1265, Ключ S=13)
- Установить ступицу коленчатого вала и призматическую шпонку (Молоток, Оправка)
- Взять демпфер, надеть на передний конец коленчатого вала и совместить отверстия демпфера с отверстиями ступицы коленвала
- Взять шкив коленвала и закрепить весте с демпфером к ступице болтами с шайбами (Ключ S=12)
- Завернуть в передний торец коленчатого вала храповик (для УМЗ-4213) или болт коленвала (для УМЗ-4216) до упора (Ключ S=36)
Перевернуть двигатель на 180°
- Взять поршни, подсобранные с шатунами (см. подсборка поршня с шатуном), развести компрессионные кольца на 180° и масло-съемные кольца на 45° относительно оси поршневого пальца со стороны надписи на поршне «ПЕРЕД»