Эксплуатация автомобиля
8.1. Пуск и остановка двигателя
Рабочий диапазон температур моторного масла должен соответствовать температуре окружающего воздуха, при которой автомобиль эксплуатируется. В случаях, когда температура окружающего воздуха ниже рабочего диапазона температур моторного масла необходимо производить пуск двигателя после его предварительного разогрева. При эксплуатации автомобиля в регионах с низкой температурой окружающей среды рекомендуется установить на двигатель предпусковой подогреватель.
Перед пуском двигателя следует проверить уровни охлаждающей жидкости в системе охлаждения и масла в картере двигателя.
ВНИМАНИЕ!
Двигатель оборудован электрическим подогревателем во впускной трубе для облегчения пуска.
Применение эфира или других легковоспламеняющихся жидкостей может привести к взрыву и ранению.
Использование дополнительных утепляющих чехлов на двигатель может привести к воспламенению утеплителя и пожару, так как отдельные части двигателя имеют высокую температуру.
При эксплуатации автомобиля при отрицательных температурах рекомендуем устанавливать догреватель.
Не оставляйте без присмотра автомобиль с заведенным двигателем. В случае отсутствия водителя при работающем двигателе и загорании сигнализатора критической неисправности, двигатель не будет своевременно остановлен, что может привести к его поломке.
Пуск двигателя производить в следующем порядке:
- Установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
- Нажать до отказа на педаль сцепления.
- Установить ключ выключателя приборов и стартера в положение I. Сигнализаторы критической неисправности двигателя, разряда аккумуляторной батареи, «Внимание» системы управления двигателем, включения подогревателя воздуха должны загореться. Сигнализатор критической неисправности двигателя дублируется на сигнализатор «STOP». Сигнализаторы критической неисправности двигателя и «Внимание» системы управления двигателем должны гореть 2-7 с и погаснуть. Сигнализатор включения подогревателя воздуха в зависимости от температуры воздуха информирует водителя о возможности включения стартера (как только он гаснет, водитель может включать стартер). Продолжительное горение сигнализатора «Внимание» системы управления двигателем указывает на наличие некритической неисправности системы управления двигателем, при которой водитель может пустить двигатель и продолжить движение до СТО. При продолжительном горении сигнализатора «Критическая неисправность двигателя» водитель не должен пускать двигатель, до устранения неисправности.
- Включить стартер не более чем на 10 секунд. На газ-педаль не нажимать!
- Как только двигатель заработает, отпустить ключ и педаль сцепления. Сигнализатор разряда аккумуляторной батареи должен погаснуть.
При необходимости, допускается производить 2-3 попытки пуска с интервалом между ними не менее 1 мин, каждый раз из положения «0» выключателя приборов и стартера.
После пуска холодного двигателя поддержание частоты вращения коленчатого вала и прогрев двигателя осуществляются автоматически.
Не допускается пуск холодного двигателя на масле класса вязкости 10W40 при температуре окружающего воздуха ниже минус 20°С, а на масле класса вязкости 5W-40 – ниже минус 25°С. Пуск двигателя при более низких температурах воздуха должен осуществляться только после его предварительного подогрева.
Нельзя производить пуск двигателя с разгона, толкая автомобиль, буксируя его или двигаясь по склону.
Пуск двигателя с применением предпускового подогревателя[1]).
Для облегчения пуска двигателя и для стабилизации температурного режима работы двигателя в зимнее время, на автомобиль установлен предпусковой подогреватель-догреватель.
Подогреватель установлен в подкапотном пространстве перед аккумуляторной батареей. На панели приборов установлен модуль управления предпусковым подогревателем (см. рис. 5.1, поз. 28).
Для включения предпускового подогрева двигателя необходимо включить подогреватель или запрограммировать запуск предпускового подогревателя в соответствии с инструкцией по эксплуатации на модуль управления, прикладываемой к автомобилю.
Работа предпускового подогревателя.
Если перед выключением двигателя было включено отопление салона (присутствовали значения на индикаторе 8 нагрева воздуха – см. рис. 8.2), то при последующем включении предпускового подогрева двигателя циркуляционный насос подогревателя прокачивает нагретый теплоноситель через систему отопления, тем самым первоначально прогревая радиаторы отопителей салона, а затем двигатель. Вентилятор отопителя при этом не работает.
Если перед выключением двигателя было выключено отопление салона (отсутствовали значения на индикаторе 8 нагрева воздуха – см. рис. 8.2), то при последующем включении предпускового подогрева двигателя циркуляционный насос подогревателя прокачивает нагретый теплоноситель только через двигатель автомобиля. В этом случае происходит более быстрый прогрев двигателя.
Предпусковой подогреватель прогревает теплоноситель до температуры облегчающей пуск двигателя в зимнее время, после этого отключается.
__________
Для использования предпускового подогревателя в режиме догревателя необходимо включить кнопку 13 (см. рис. 5.1.) при работающем двигателе и включенном отопителе (описание работы догревателя – см. подраздел 8.5. «Отопление, вентиляция и кондиционирование кабины (салона)», Догреватель охлаждающей жидкости).
Для обеспечения нормальной работы предпускового подогревателя — догревателя рекомендуется его включать, в том числе и в теплое время года примерно один раз в месяц на 10 минут. Перед началом постоянной эксплуатации в холодное время года выполнить пробный пуск. Отверстия подачи воздуха в камеру сгорания и отвода выхлопных газов после длительного простоя необходимо проверить, при необходимости — почистить.
Топливные магистрали и дозирующий насос после заправки зимнего дизельного топлива необходимо заполнить новым топливом путем эксплуатации отопительного прибора в течение 15 минут!
Остановка двигателя. После работы двигателя с большой нагрузкой нельзя останавливать двигатель немедленно. Необходимо дать ему поработать 2-3 минуты на холостом ходу.
Остановка двигателя производится переводом ключа выключателя приборов и стартера в положение «0».
8.2. Движение автомобиля
Движение автомобиля рекомендуется начинать на прогретом двигателе. Если такой возможности нет, и прогрев двигателя производится при движении автомобиля, то при низкой температуре окружающего воздуха и после длительной стоянки рекомендуется некоторое время двигаться на низших передачах с невысокой частотой вращения коленчатого вала двигателя. По мере прогрева необходимо последовательно переходить на высшие передачи.
При преодолении брода следить, чтобы его глубина с учетом встречной волны и водяного вала перед автомобилем не превышала высоты нижней кромки переднего буфера над поверхностью дороги, при этом необходимо двигаться с минимально возможной скоростью, не превышающей 20 км/ч, во избежание забрасывания воды в воздухозаборники воздушного фильтра.
Непосредственно после преодоления брода, после мойки автомобиля, а также при длительном движении по мокрой дороге, когда в тормозные механизмы колес попадает вода, необходимо при движении произвести несколько плавных торможений, чтобы просушить диски, барабаны и тормозные накладки.
При движении по лужам необходимо снижать скорость во избежание аквапланирования, что может вызвать занос или потерю управления; при изношенных шинах эта опасность возрастает.
Движение автомобиля на 3, 4 и 5 передачах при пониженных оборотах двигателя (до 1500 об/мин) приводит к дополнительным нагрузкам на двигатель и трансмиссию и может сопровождаться появлением резонансных явлений в трансмиссии. Движение на данных режимах не рекомендуется. Для исключения подобных явлений следует перейти на более низкую передачу.
По возможности необходимо управлять автомобилем без резких ускорений и замедлений, так как это приводит к повышенному износу шин и увеличению расхода топлива.
Для обеспечения долговечной работы коробки передач при эксплуатации автомобиля обязательно соблюдать следующие правила, при выполнении которых достигается легкое и бесшумное переключение передач:
Привод сцепления должен обеспечивать «чистое» выключение сцепления. При выжатой педали сцепление не должно «вести».
Все переключения передач должны осуществляться плавным перемещением рычага только после полного выключения сцепления. Слишком быстрое переключение передач приводит к преждевременному износу синхронизаторов или к выходу их из строя. Не допускается переключение передач с не полностью выключенным сцеплением, а также одновременное действие педалью и рычагом.
Не допускается включение сцепления при недовключенной передаче.
Включение передачи заднего входа производить только после полной остановки автомобиля.
На части автомобилей в заднем мосту установлен дифференциал с возможностью блокировки. В случаях, когда необходимо преодолеть трудный участок дороги, блокировка дифференциала позволяет водителю жестко соединить оба задних колеса и передать на них весь крутящий момент. Включение блокировки дифференциала осуществляется выключателем на панели приборов.
После нажатия выключателя в комбинации приборов загорается сигнализатор включения блокировки дифференциала заднего моста.
При достижении скорости 30 км/час блокировка автоматически отключается, при этом сигнализатор в комбинации приборов гаснет. Для повторного включения блокировки после ее автоматического выключения необходимо снизить скорость движения автомобиля и повторно нажать выключатель блокировки. Выключение блокировки дифференциала осуществляется повторным нажатием на выключатель. Выключение блокировки дифференциала можно осуществлять во время движения автомобиля.
На части автомобилей с колесной формулой 4х4 и подключаемым полным приводом, оснащенных блокировкой дифференциала заднего моста, установлена возможность блокировки дифференциал переднего моста.
Блокировка дифференциала переднего моста предназначена для преодоления особо тяжелых участков дороги. Блокировка дифференциала переднего моста в сочетании с блокировкой заднего моста позволяет жестко соединить все ведущие колеса и передать на них весь крутящий момент.
Включение блокировки дифференциала переднего моста осуществляется выключателем на панели приборов. Для включения блокировки переднего моста необходимо последовательно:
- включить блокировку заднего моста;
- подключить передний мост;
- включить понижающую передачу раздаточной коробки.
После нажатия выключателя блокировки заднего моста в комбинации приборов загорается сигнализатор включения блокировки дифференциала переднего моста.
При достижении скорости 30 км/час блокировка переднего и заднего моста автоматически отключается, при этом сигнализаторы в комбинации приборов гаснут, а выключатель блокировки дифференциала переднего моста остается включенным. Для повторного включения блокировки переднего моста после автоматического выключения необходимо:
- снизить скорость движения автомобиля;
- повторно нажать выключатель блокировки дифференциала заднего моста.
Выключение блокировки дифференциала переднего моста осуществляется повторным нажатием на выключатель. Выключение блокировки дифференциала можно осуществлять во время движения автомобиля.
ВНИМАНИЕ!
Включайте блокировку дифференциала до преодоления препятствия.
Включайте блокировку дифференциала, когда автомобиль не двигается или двигается со скоростью до 5 км/ч при минимальном проскальзывании колес.
Не включайте блокировку дифференциала при буксовании одного из колес, т.к. это приведет к поломке дифференциала. Чтобы этого избежать, автомобиль, буксующий на месте или совершающий движение с пробуксовкой одного из колес, следует остановить (для полной остановки колес рекомендуется нажать на педаль тормоза), после этого нажать выключатель блокировки дифференциала и продолжить движение.
Не включайте блокировку дифференциала на сухом твердом покрытии. Длительная езда на заблокированном дифференциале по дороге с твердым покрытием приводит к постоянным нагрузкам на трансмиссию и преждевременному выходу ее из строя.
Не включайте блокировку дифференциала на высоких скоростях, это приведет к созданию аварийной ситуации. Включение блокировки дифференциала на высоких скоростях может создать непредсказуемое поведение автомобиля и потерю управления транспортным средством.
Не выключайте блокировку дифференциала на поворотах и в других случаях, когда трансмиссия автомобиля находится под нагрузкой. При движении автомобиля под нагрузкой или в повороте некоторое время после выключения дифференциал может оставаться в заблокированном состоянии, что может неблагоприятно отразиться на поведении автомобиля. После завершения поворота рекомендуется прямолинейное движение автомобиля не менее 3-5 метров, после чего выключить блокировку.
Не двигайтесь с заблокированным дифференциалом на высоких скоростях на скользких дорогах, это может привести к потере управляемости автомобиля. Движение с заблокированным дифференциалом переднего моста приводит к ухудшению управляемости автомобиля, особенно при движении в повороте.
При выезде на дорогу под 90° следует учитывать, что включенная блокировка дифференциала переднего моста увеличивает радиус поворота автомобиля, поэтому выключать блокировку дифференциала следует до выезда на перекресток, поворот осуществлять с особой осторожностью.
После преодоления трудного участка дороги блокировку дифференциала следует выключить.
На автомобилях с колесной формулой 4×4 и постоянным полным приводом установлена двухступенчатая раздаточная коробка с принудительной блокировкой симметричного межосевого дифференциала и ручным управлением. Межосевой дифференциал обеспечивает постоянную связь переднего и заднего ведущих мостов, что повышает устойчивость автомобиля. Принудительная блокировка дифференциала повышает проходимость автомобиля. Высшая передача в раздаточной коробке включается при движении по дорогам с твердым покрытием и хорошим сцеплением, а низшая – для преодоления крутых подъемов, при движении по мягким грунтам и бездорожью.
Блокировка дифференциала должна быть включена только при преодолении труднопроходимых участков дорог и бездорожья.
При включении блокировки дифференциала на комбинации приборов загорается сигнализатор.
Непосредственно перед въездом на дорогу с твердым покрытием блокировка дифференциала должна быть ВЫКЛЮЧЕНА во избежание повышенного износа трансмиссии автомобиля, шин и увеличения расхода топлива.
Блокировка дифференциала может быть включена как с высшей, так и с низшей передачей в раздаточной коробке.
Включение и выключение передач и блокировки дифференциала в раздаточной коробке в зависимости от конкретной ситуации можно производить как на месте, так и при движении автомобиля со скоростью 5-20 км/ч.
В случае затрудненного включения блокировки дифференциала продолжить движение в выбранном направлении, воздействуя, при необходимости, многократно на рычаг включения блокировки дифференциала раздаточной коробки до полного включения блокировки дифференциала.
В случае затрудненного выключения блокировки дифференциала раздаточной коробки необходимо производить выключение при следующих условиях:
Если автомобиль двигался вперед, то необходимо обеспечить движение автомобиля в «накат» назад, выключая сцепление, при этом, при необходимости, многократно воздействуя на рычаг включения блокировки дифференциала до полного выключения блокировки дифференциала;
Если автомобиль двигался задним ходом, то необходимо обеспечить движение автомобиля в «накат» вперед, выключая сцепление и при этом, при необходимости, многократно воздействуя на рычаг включения блокировки дифференциала раздаточной коробки до полного выключения блокировки дифференциала.
Также возможно пользоваться следующим приемом:
При движении автомобиля вперед со скоростью 10-20 км/ч на рычаг блокировки дифференциала приложить усилие в нужном направлении, после чего, не выключая сцепление, отпустить («бросить») педаль подачи топлива.
При хранении и длительных стоянках автомобиля в зимнее время на открытых площадках, под навесом или в неотапливаемых помещениях рычаг включения передач раздаточной коробки рекомендуется оставлять в положении включенной высшей передачи.
На автомобилях с колесной формулой 4×4 и подключаемым полным приводом установлена двухступенчатая раздаточная коробка с функцией подключения переднего моста. Подключение переднего моста повышает проходимость автомобиля. Высшая передача в раздаточной коробке включается при движении по дорогам с твердым покрытием и хорошим сцеплением, а низшая – для преодоления крутых подъемов, при движении по мягким грунтам и бездорожью.
При включении переднего моста на комбинации приборов загорается сигнализатор.
Понижающая передача может быть включена только после включения переднего моста. С включённым передним мостом можно включать как повышающую так и понижающую передачи. При включенной повышающей передаче в раздаточной коробке можно включать и выключать передний мост.
Следует иметь в виду, что при движении с включенным передним мостом на исправном автомобиле может прослушиваться повышенный шум трансмиссии.
Помните, что движение на большой скорости с включённым передним мостом может привести к аварийной ситуации.
Никогда не двигайтесь с включённым передним мостом по дорогам с твёрдым покрытием.
По скользким дорогам двигайтесь с включённым передним мостом на небольшой скорости с максимальной осторожностью.
В тяжёлых дорожных условиях включайте понижающую передачу. Включение и выключение передачи в раздаточной коробке должно производиться с выключенным сцеплением на месте или в движении со скоростью до 5 км/ч.
При включенной повышающей передаче включать передний мост можно при скорости автомобиля не более 40 км/ч, при этом необходимо выключить сцепление.
В случае затрудненного включения переднего моста продолжить движение в выбранном направлении, воздействуя, при необходимости, многократно на рычаг включения переднего моста.
В случае затрудненного выключения переднего моста необходимо производить выключение при следующих условиях:
Если автомобиль двигался вперед, то необходимо обеспечить движение автомобиля в «накат» назад, выключая сцепление, при этом, при необходимости, многократно воздействуя на рычаг включения переднего моста до полного выключения переднего моста;
Если автомобиль двигался задним ходом, то необходимо обеспечить движение автомобиля в «накат» вперед, выключая сцепление, при этом, при необходимости, многократно воздействуя на рычаг включения переднего моста до полного выключения переднего моста.
Также возможно пользоваться следующим приемом:
При движении автомобиля вперед со скоростью 10-20 км/ч на рычаг включения переднего моста приложить усилие в нужном направлении, после чего, не выключая сцепление, отпустить («бросить») педаль подачи топлива.
При хранении и длительных стоянках автомобиля в зимнее время на открытых площадках, под навесом или в неотапливаемых помещениях рычаг включения передач раздаточной коробки рекомендуется оставлять в положении включенной высшей передачи.
8.3. Торможение и стоянка
Конструкция тормозов обеспечивает эффективное торможение. Тем не менее, необходимо тормозить плавно и умеренно во всех случаях, избегая резких торможений и блокировки тормозных механизмов.
Не выключайте двигатель и не вынимайте ключ из выключателя приборов и стартера при движении автомобиля. С остановкой двигателя не создается разрежение, необходимое для работы вакуумного усилителя, и вследствие этого возрастает усилие, которое необходимо приложить к педали тормоза для торможения автомобиля.
Кроме того, при вынутом ключе вал рулевого управления блокируется противоугонным устройством и автомобиль становится неуправляемым.
В случае выхода из строя одного из контуров тормозной системы торможение автомобиля обеспечивает второй контур. При этом ход педали тормоза увеличивается и снижается эффективность торможения, что в первый момент может быть оценено как полный отказ тормозов. В данном случае не отпускайте педаль и не производите многократные нажатия на педаль, которые только увеличивают тормозной путь – необходимо нажимать на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения.
При остановке на спуске или на подъеме необходимо включить стояночный тормоз и, соответственно, первую или заднюю передачу. Чтобы тормозные колодки не примерзли к барабанам после движения по мокрой дороге при резких колебаниях температур, не рекомендуется оставлять автомобиль на открытой площадке с затянутым стояночным тормозом, не просушив предварительно тормоза плавными торможениями при движении к стоянке.
В процессе эксплуатации происходит некоторое понижение уровня тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра от метки МАХ до метки MIN, что связано с естественным износом тормозных накладок, дисков и барабанов и не является неисправностью.
8.4. Буксирные приспособления
В передней части рамы к лонжеронам крепится штампованно-сварной кронштейн. При буксировке или вытаскивании застрявшего автомобиля в него необходимо ввернуть рым-болт для установки троса или цепи (рым-болт прикладывается к автомобилю).
На задней поперечине рамы бортовых автомобилей для вытаскивания застрявшего автомобиля установлен рым-болт.
8.5. Отопление, вентиляция и кондиционирование кабины (салона)
Отопление
На автомобиле установлена отопительно-вентиляционная установка.
Органы управления и индикация
Рис. 8.1. Пульт управления отопительно-вентиляционной и климатической установкой
– кнопка включения подачи воздуха к ветровому стеклу и стеклам передних дверей;
– рукоятка регулирования степени нагрева воздуха в салоне автомобиля;
– рукоятка регулирования производительности вентилятора;
– кнопка включения (выключения) режима размораживания
(просушивания) стекол;
– кнопка включения (выключения) обогрева наружных зеркал заднего вида;
– кнопка включения (выключения) кондиционера (в вариантном исполнении);
– кнопка включения (выключения) режима рециркуляции;
– кнопка включения подачи воздуха в ноги водителя и пассажиров;
– кнопка включения (выключения) подачи воздуха в центральные дефлекторы вентиляции.
Рис. 8.2. Многофункциональный дисплей
– индикатор текущего состояния системы распределения воздушных потоков;
–индикатор включенного состояния кондиционера (в вариантном исполнении);
– индикатор включенного режима рециркуляции;
– индикатор включенного режима размораживания (просушивания)
стекол;
–индикатор включенного состояния обогрева наружных зеркал заднего вида;
– индикатор температуры наружного воздуха (в вариантном исполнении);
– индикатор производительности вентилятора; 8 – индикатор нагрева воздуха.
Для получения комфортного климата в кабине необходимо:
− установить степень нагрева воздуха, выходящего из отопительновентиляционной установки, вращая рукоятку 2 (рис. 8.1). Степень нагрева будет условно отображаться на индикаторе .
− установить производительность вентилятора, вращая рукоятку 3
(рис. 8.1). Производительность вентилятора условно отображается на индикаторе .
− установить комфортное распределение воздуха, используя кнопки 1, 8 и
9 (рис. 8.1).
Для достижения максимальной эффективности отопления, а также чтобы изолировать салон от неприятных запахов и дыма можно включить режим рециркуляции, нажав на кнопку 7 (рис. 8.1), при этом на дисплее должен высветиться символ . Режим рециркуляции автоматически выключается через 10 минут. Принудительное выключение режима рециркуляции осуществляется повторным нажатием на кнопку 7 (рис. 8.1). После остановки и последующего пуска двигателя заслонка рециркуляции автоматически переводится в режим забора наружного воздуха.
ВНИМАНИЕ!
Не пользуйтесь режимом рециркуляции длительное время, так как в этом случае прекращается поступление свежего воздуха в салон автомобиля, что может привести к ухудшению самочувствия, а также запотеванию стекол. Устранение инея и конденсата.
Для быстрого удалением конденсата или инея со стекол (повышенная влажность, большое число пассажиров, обледенение стекол) можно воспользоваться режимом размораживания (просушивания), для чего нажать на кнопку 4 (рис. 8.1). В этом режиме система включает вентилятор и выработку тепла на максимальную производительность и переводит весь поток воздуха на обдув стекол, при этом на дисплее высвечивается символ . Повторное нажатие на кнопку 4 приводит систему в исходное состояние и символ гаснет. Если при включенном режиме размораживания (просушивания) остановить и вновь пустить двигатель, система автоматически начнет работать в обычном режиме.
Для включения обогрева зеркал заднего вида (в вариантном исполнении) необходимо нажать на кнопку 5 (рис. 8.1) при этом на дисплее высветится символ . Обогрев зеркал автоматически выключается через 10 минут. Повторное нажатие на кнопку 5 приводит к включению обогрева еще на 10 минут. Если выключить зажигание до истечения десяти минут, то при последующем включении зажигания обогрев не включится. Можно принудительно выключить обогрев до того как он выключится автоматически, повторно нажав на кнопку 5.
Управление распределением воздуха.
С помощью кнопок 1, 8 и 9 (рис. 8.1) можно перераспределять поток воздуха в трех функциональных направлениях: в ноги водителя и пассажиров; на ветровое стекло и боковые стекла дверей; в зону груди через дефлекторы вентиляции. Текущее состояние распределения отображается на индикаторе дисплея.
Последоватеоьно нажимая на кнопку 1 (рис. 8.1), можно перевести весь поток воздуха на ветровое стекло. На индикаторе будет отображаться верхний треугольник и три вертикальных сегмента (воздух подается в дефростеры ветрового стекла, дефростеры боковых стекол и боковые дефлекторы вентиляции).
Последовательно нажимая на кнопку 8 (рис. 8.1), можно перевести весь поток воздуха в зону ног. На индикаторе будет отображаться нижний треугольник и три вертикальных сегмента (воздух подается в патрубки обдува ног водителя и переднего пассажира).
Используя кнопки 1 и 8 (рис. 8.1), можно добиться комфортного распределения воздуха, установив одно из промежуточных положений, например 25% на стекло и 75% в ноги. Индикатор на дисплее будет отображать верхний и нижний треугольники и два вертикальных нижних сегмента (оптимальное
распределение для холодного времени года).
Нажав на кнопку 9 (рис. 8.1), можно включать подачу воздуха в центральные дефлекторы вентиляции. Индикатор на дисплее будет высвечивать боковой треугольник и горизонтальный сегмент дополнительно к описанным выше символам (воздух дополнительно подается в центральные дефлекторы вентиляции).
Повторное нажатие выключает подачу воздуха в центральные
дефлекторы. Включение подачи воздуха в центральные дефлекторы возможно только при наличии потока на ветровое стекло.
Распределение воздушных потоков в салоне автомобиля показано на рис.
8.3. Вентиляция
Рис. 8.3. Распределение воздушных потоков в салоне автомобиля
Для обеспечения комфортных условий в пассажирском салоне двухрядных автомобилей и автобусов под передним пассажирским сиденьем установлен дополнительный отопитель, работающий в режиме использования внутреннего воздуха кабины. Регулировка производительности отопителя осуществляется рукояткой 11 (см. рис 5.1).
Кондиционирование 1)
Система кондиционирования предназначена для охлаждения воздуха подаваемого в кабину и салон автомобиля.
ВНИМАНИЕ!
Кондиционер является герметичной системой находящейся под высоким давлением. Соблюдайте осторожность при ремонтных работах в автомобиле, не допускайте каких-либо механических повреждений узлов и агрегатов кондиционера. В случае разгерметизации или повреждения системы кондиционирования обратитесь на предприятие сервисно-сбытовой сети и никогда не осуществляйте самостоятельный ремонт.
Управление системой кондиционирования автомобилей ГАЗ-2310 и мод., ГАЗ-2752 и мод. осуществляется с пульта управления климатической установкой, расположенного на панели приборов. Для включения кондиционера необходимо нажать на кнопку 6 и установить необходимую производительность вентилятора ручкой 3 (рис. 8.1). При этом на дисплее отобразятся соответствующие символы. Для выключения кондиционера необходимо повторно нажать на кнопку 6.
Система кондиционирования автомобилей ГАЗ-2217 и мод. имеет два независимых друг от друга контура охлаждения – передний, охлаждающий кабину водителя и задний, охлаждающий пассажирский салон. Оба контура могут работать как вместе одновременно, так и по отдельности.
Управление передним охладителем осуществляется с пульта управления климатической установкой, расположенного на панели приборов. Для включения переднего охладителя необходимо нажать на кнопку 6 и установить необходимую производительность вентилятора ручкой 3 (рис. 8.1). При этом на дисплее отобразятся соответствующие символы. Для выключения кондиционера необходимо повторно нажать на кнопку 6.
__________
1) Кондиционер устанавливается на части автомобилей.
С помощью дефлекторов вентиляции выставить комфортное направление потоков воздуха.
После длительной стоянки закрытого автомобиля в солнечную жаркую погоду, рекомендуется на несколько минут открыть двери или окна, проветрить салон, затем включить кондиционер в режиме рециркуляции, для чего нажать кнопку 7 (рис. 8.1). Режим рециркуляции будет работать в течение 10 мин., затем автоматически переключится на забор воздуха снаружи.
ВНИМАНИЕ!
При включенной системе кондиционирования не открывайте окна и люк, поскольку в этом случае ее эффективность сводится к нулю.
Управление задним охладителем автомобилей ГАЗ-2217 и ГАЗ-22177 осуществляется с пульта расположенного на поверхности воздуховода над столом в салоне пассажиров (рис. 8.4).
Режим кондиционирования воздуха включается автоматически при включении одной из скоростей воздушного потока поводком 2 и положением поводка 1 выведенного из крайнего левого положения. Степень охлаждения воздуха регулируется поводком 1. Для направления потока холодного воздуха в кабину автомобиля необходимо открыть и отрегулировать дефлекторы, расположенные на поверхности воздуховода. При включенном вентиляторе и выключенном охлаждении (крайнее левое положение поводка 1), задний охладитель будет работать в режиме вентиляции.
Рис. 8.4. Управление задним охладителем автомобилей
ГАЗ-2217 и ГАЗ-22177:
1 – переключатель датчика термостата (регулирует степень охлаждения воздуха); 2 – переключатель скорости потока воздуха
Управление задним охладителем автомобилей ГАЗ-22171, ГАЗ-22174 и ГАЗ-221717 осуществляется ползунковыми переключателями, расположенными между дефлекторами блока испарителя на задней части потолочной консоли. Переключатель 1 (рис. 8.5) обеспечивает включение и изменение частоты вращения вентилятора. Переключатель 2 включает охлаждение и изменяет интенсивность охлаждения. При включенном вентиляторе и выключенном охлаждении, задний охладитель будет работать в режиме вентиляции. С помощью дефлекторов вентиляции выставить комфортное направление потоков воздуха.
ВНИМАНИЕ!
Избегайте прямого потока охлажденного воздуха на части тела водителя и пассажиров, поскольку это может привести к локальному переохлаждению и, как следствие, к простудным заболеваниям.
ВНИМАНИЕ!
Для облегчения пуска двигателя, перед включением зажигания убедитесь, что переключатель скорости потока воздуха находится в положение «OFF»
Рис. 8.5. Управление задним охладителем автомобилей ГАЗ-22171, ГАЗ-22174 и ГАЗ221717:
1 – переключатель скорости потока воздуха; 2 – переключатель датчика термостата
(регулирует степень охлаждения воздуха)
Кондиционер является сложным техническим устройством, обслуживание которого должно проводиться только на предприятии сервисно-сбытовой сети. Своевременное техническое обслуживание кондиционера является залогом его продолжительной работы.
Для обеспечения нормальной работы кондиционера рекомендуется его включать не реже одного раза в месяц продолжительностью 5-10 минут. Это необходимо для смазывания узлов кондиционера маслом, содержащимся в растворенном виде в хладагенте. Данную процедуру необходимо производить и в зимнее время года, но при условии положительной температуры окружающей среды.
Так как хладагент является сильнотекучим веществом, и процесс его утечки является естественным, кондиционер необходимо заправлять с периодичностью 1 раз в 1-2 года (по мере ослабевания выделяемого холода при его работе).
Для обеспечения нормального процесса конденсации хладагента необходимо следить за тем, чтобы радиатор конденсатора (расположенный на раме автомобилей ГАЗ-2310 и мод., ГАЗ-2752 и мод., или под кожухом на крыше автомобилей ГАЗ-2217 и мод) всегда был чистым и между его ламелей воздух мог свободно проходить, тем самым охлаждая его. При засорении радиатора конденсатора необходимо провести его чистку при помощи сжатого воздуха.
ВНИМАНИЕ!
Никогда не используйте аппарат высокого давления, предназначенный для мойки автомобиля, в качестве средства для очистки радиатора конденсатора, так как это может привести к его повреждению.
Догреватель[2]) охлаждающей жидкости
Для достижения комфортных условий в салоне автомобиля и для стабилизации температурного режима работы двигателя в зимнее время, на автомобиль установлен догреватель охлаждающей жидкости.
__________
Догреватель установлен в подкапотном пространстве перед аккумуляторной батареей.
Догреватель включается кнопкой 13 (см. рис. 5.1.) при работающем двигателе и включенном отопителе. Далее догреватель работает в автоматическом режиме, повышая температуру теплоносителя, поступающего в систему отопления до 80-85°С, тем самым повышая эффективность ее работы в зимнее время.
Догреватель рекомендуется включать при температуре наружного воздуха ниже плюс 5°С.
Автоматическая работа догревателя происходит при работающем двигателе и включенной кнопке работы догревателя.
8.6. Приборы освещения и световой сигнализации
Внимание! Рассеиватели блок-фар выполнены из пластмассы. Поэтому недопустима их очистка от пыли и грязи с использованием различных топлив, других активных веществ и жидкостей, а также сухая протирка щетками и ветошью.
Загрязнение необходимо удалять только с обильным поливом этих изделий струей воды.
При определенных неблагоприятных погодных условиях в блок-фарах на внутренней стороне рассеивателя могут появляться «капельки воды» (конденсат), которые должны исчезать с возрастающей температурой при включенном состоянии фар или при движении автомобиля со скоростью 90120 км/ч ориентировочно через 100 км пути. Конденсат внутри фары не является недостатком качества и не влияет на мощность света.
Головные фары. Для замены ламп ближнего света и габаритного огня в блок-фаре необходимо снять резиновую крышку 3 (рис. 8.6).
Для замены лампы дальнего света необходимо снять резиновую крышку 5. Для замены лампы указателя поворота — вывернуть колодку 1.
Ручкой 2 регулируется направление пучка света в горизонтальной плоскости. Регулировка направления пучка света в вертикальной плоскости осуществляется через гнездо 4 специальным шестигранным ключом или крестовой отверткой.
Рис. 8.6. Блок-фара:
1 – колодка; 2 – ручка регулировки пучка света в горизонтальной плоскости; 3 и 5 – крышки; 4 – гнездо для регулировки пучка света в
вертикальной плоскости
Дополнительная регулировка ближнего света в вертикальной плоскости в зависимости от загрузки автомобиля осуществляется из салона с помощью маховичка блока управления корректора фар.
На ненагруженном автомобиле цифру «0» на маховичке необходимо совместить с меткой «●»на корпусе блока управления корректором.
При полностью загруженном автомобиле с меткой «» на корпусе блока управления необходимо совместить:
цифру «1» на маховичке блока (для авт. ГАЗ-2217 и мод. на 6 пассажирских мест);
цифру «2» на маховичке блока (для авт. ГАЗ-2752 и мод. и авт. ГАЗ-2217 и мод. на 10 пассажирских мест);
цифру «3» на маховичке блока (для автомобиля ГАЗ-2310 и мод.).
Регулировку фар необходимо производить в следующем порядке:
проверить давление воздуха в шинах. В случае необходимости довести его до нормы;
установить ненагруженный автомобиль на ровную горизонтальную площадку на расстоянии 10 м от экрана (рис. 8.7);
Рис. 8.7. Разметка экрана для регулировки фар:
А — фары с маркировкой «AL» на рассеивателе; В — фары с маркировкой «ОСВАР» на рассеивателе; h — высота центра ближнего света фар на автомобиле; V—V — ось автомобиля. Размеры а скобках для полноприводных автомобилей
совместить цифру «0» на маховичке блока управления корректора фар с меткой на корпусе блока;
включить ближний свет;
отрегулировать световые пучки ручками 2 (рис. 8.6) и через гнездо 4 поочередно для каждой фары.
Предупреждение. При установке в фару галогенной лампы запрещается касаться пальцами колбы во избежание снижения светового потока или разрушения колбы в процессе эксплуатации.
У отрегулированных фар горизонтальный участок светотеневой границы должен совместиться с линией X—X (рис. 8.7А, 8.7В), наклонные участки светотеневой границы должны соответствовать рис. 8.7А (с маркировкой на рассеивателе «AL» и рис. 8.7В (с маркировкой на рассеивателе «ОСВАР»), а точки пересечения горизонтального и наклонного участков светотеневой границы – с линиями G—G и D—D.
Указатели поворота и аварийной сигнализации. На автомобиле установлен электронный прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации, обеспечивающий также контроль за исправностью сигнальных ламп.
Если при включении указателей поворота лампа сигнализатора поворота мигает с двойной частотой, то это указывает на неисправность лампы одного из указателей поворота с правой или левой стороны автомобиля (отсутствие контакта или перегорание).
Если лампа сигнализатора поворота не горит, а лампы указателей поворота исправны, то необходимо проверить исправность лампы сигнализатора.
Если при включении указателей поворота их лампы и лампа сигнализатора не горят, это означает, что неисправен предохранитель или прерыватель указателей поворота (или его цепь).
Освещение кабины, пассажирского и грузового салона:
Кабина автомобилей освещается блоком плафонов, установленным в передней части крыши.
Пассажирский салон авт. ГАЗ-2217 и мод. освещается двумя плафонами, установленными в задней части салона.
Подножка пассажирского салона освещается плафоном, установленным справа от боковой двери на перегородке салона и кабины.
Грузовой салон авт. ГАЗ-2752 и мод. освещается плафоном, установленным над дверью.
На авт. ГАЗ-2752 и мод., имеющих в кабине два ряда сидений, плафон установлен над задним сиденьем справа.
Задние фонари. На автомобиле устанавливаются задние фонари, включающие огни: сигнала торможения, габаритного света, указателя поворота, света заднего хода, противотуманного света.
На авт. ГАЗ-2752 и мод. на крыше установлен дополнительный сигнал торможения.
Комплект звуковых сигналов. При необходимости, произвести подрегулировку звука сигнала. Для этого необходимо ослабить контргайку винта, расположенного на задней стороне сигнала. Поворотом винта в ту или другую сторону отрегулировать звук. Затянуть контргайку.
8.7. Стеклоочиститель и стеклоомыватель
ВНИМАНИЕ!
Запрещается продолжительное (более 5 секунд) и многократное (более 5 раз подряд) включение стеклоомывателя при отсутствии видимой подачи омывающей жидкости на ветровое стекло во избежание выхода из строя электронасоса омывателя.
На автомобиле установлены электрические стеклоочиститель и стеклоомыватель. Управление стеклоочистителем и стеклоомывателем – совмещенное. Механизм стеклоочистителя и бачок стеклоомывателя с насосом установлены в подкапотном пространстве.
Не следует включать стеклоочиститель при сухом и грязном стекле, так как это вызовет появление на стекле царапин и натиров, а также приведёт к порче резиновой ленты щёток. Для очистки стекла от грязи включайте стеклоомыватель. При включении стеклоомывателя специальное реле обеспечивает включение стеклоочистителя и задержку выключения его после выключения омывателя.
Направление струй воды из жиклеров при включении омывателя можно регулировать поворотом шариков жиклеров.
По мере надобности нужно доливать фильтрованную воду в бачок стеклоомывателя. При эксплуатации или хранении автомобиля при температуре окружающего воздуха ниже 0°С в систему омыва ветрового стекла заливать незамерзающую жидкость.
8.8. Предохранители
Под капотом справа находится блок предохранителей БПР-4, где плавкая вставка на 125А защищает цепь подогревателя воздуха, плавкая вставка на 60А защищает цепь подогревателя топлива и общую плюсовую цепь автомобиля, кроме световой, плюсовой генераторной, цепи стартера и кондиционера, плавкая вставка на 40А защищает световую цепь автомобиля и цепь кондиционера, плавкая вставка на 30А защищает цепь питания блока управления двигателем.
На автомобилях с АБС дополнительно устанавливается блок предохранителей БПР-2, в котором плавкие вставки на 40А и 25А защищают силовые цепи АБС.
Слева в панели приборов под крышкой расположен блок реле и предохранителей. Ниже указаны величины предельной силы тока в амперах и защищаемые ими цепи.
Предохранители верхнего ряда защищают цепи:
10А – габаритного света левого борта, сигнализатора габаритных огней.
10А – габаритного света правого борта, подсветки приборов, переключателей, розеток.
15А – ближнего света левой фары, сигнализатора ближнего света.
15А – ближнего света правой фары.
15А – дальнего света левой фары, сигнализатора дальнего света.
15А – дальнего света правой фары.
5А – задних противотуманных огней.
10А – указателей поворота.
15А – аварийной световой сигнализации.
10А – сигналов торможения.
20А – передних противотуманных фар (опция).
15А – блокировки дифференциала (опция).
Предохранители нижнего ряда защищают цепи:
10А – комбинации приборов, датчика скорости, света заднего хода, пульта управления и электрокрана системы отопления, реле блокировки дифференциала (опция).
10А – антиблокировочной системы тормозов (устанавливается на части автомобилей).
20А – стеклоочистителя, стеклоомывателя.
5А – модуля управления светотехникой.
5А – электропривода зеркал (опция).
15А – дополнительного отопителя (автомобили ГАЗ-2217 и мод., ГАЗ2752 и мод. с двумя рядами сидений).
15А – отопителя.
20А – электростеклоподъемников (опция).
20А – звуковых сигналов, прикуривателя, розетки.
15А – плафона кабины, плафона грузового салона, подкапотного фонаря, плафонов освещения пассажирского салона и плафона освещения подножки (автомобили ГАЗ-2217 и мод.), обогрева зеркал.
15А – магнитолы, центрального замка (опция).
– резерв.
В верхней части блока расположена дополнительная колодка предохранителей, защищающих цепи:
5А – системы управления двигателем (клемма 15/1 выключателя приборов и стартера).
20А – догревателя системы отопления (опция).
– резерв.
5А – колодки диагностики, пульта управления предпусковым подогревателем (опция).
10А – электронасоса системы отопления (автомобили ГАЗ-2217 и мод., ГАЗ-2752 и мод. с двумя рядами сидений), муфты компрессора кондиционера (опция).
При возникновении неисправностей в системе электрооборудования в первую очередь необходимо проверить состояние плавких предохранителей и заменить неисправные. Повторное срабатывание предохранителя свидетельствует о неисправности в электрической цепи.
Примечание. В блоке предохранителей установлены запасные предохранители. Для извлечения неисправного предохранителя используйте пинцет, имеющийся в составе блока предохранителей.
8.9. Система управления двигателем
Система управления двигателем имеет встроенную бортовую диагностику, контролирующую техническое состояние компонентов системы.
Информация о техническом состоянии компонентов системы управления двигателем поступает на сигнализаторы 3, 4, 11, 22, 28 и 29 (см. рис. 5.11). Система управления двигателем имеет следующие индикаторы:
Сигнализатор MIL (оранжевого цвета) – информирует водителя о неисправностях, фиксируемых бортовой диагностической системой, имеющих отношение к выбросам отработавших газов и твердых частиц (для автомобилей с двигателем ISF2.8s4129Р и ISF2.8s5129Р).
Сигнализатор критической неисправности двигателя (красного цвета) – информирует водителя о наличии критической неисправности (перегрев двигателя, падение давления масла, превышение температуры во впускной трубе, отказ газ-педали, критическая неисправность электронного блока) при которой он должен немедленно прекратить движение и заглушить двигатель.
Сигнализатор «Внимание» системы управления двигателем (оранжевого цвета) – информирует водителя о наличии не критической неисправности, при которой водитель может продолжить движение. В этом случае требуется диагностика автомобиля на специализированной СТО.
Сигнализатор включения подогревателя воздуха (оранжевого цвета) – информирует водителя о возможности включения стартера в зависимости от температуры воздуха (как только индикатор гаснет, водитель может включать стартер).
Сигнализатор высокой температуры системы выпуска информирует водителя о повышенной температуре выхлопных газов вследствие регенерации сажевого фильтра в автоматическом режиме. Процесс автоматической регенерации может продолжаться до 40 минут, это нормально, рекомендуется не выключать двигатель пока не погаснет сигнализатор.
ВНИМАНИЕ!
При непрерывном горении сигнализатора детали выпускной системы горячие, поэтому под днищем автомобиля не должны находиться легковоспламеняющиеся и взрывоопасные предметы, выхлопная труба не должна быть направлена на любую поверхность или материал, который может расплавиться, загореться или взорваться.
Когда загорается сигнализатор высокой температуры системы выпуска, может ощущаться запах выхлопных газов. Это нормально. Если ощущается сильный запах и выделяется белый пар, необходимо проверить герметичность системы выпуска отработавших газов на предприятии технического обслуживания.
Сигнализатор засорения сажевого фильтра информирует водителя о состоянии сажевого фильтра.
Непрерывное горение сигнализатора указывает, что началось накопление сажи и сажевый фильтр нуждается в регенерации. Для проведения регенерации рекомендуется увеличить скорость движения (если позволяют дорожные условия) выше 60 км/час или поддерживать частоту вращения двигателя выше 2000 мин-1 пока не погаснет сигнализатор (регенерация может продолжаться до 40 минут).
Мигающий режим сигнализатора указывает на более высокий уровень сажи в сажевом фильтре. Дополнительно может автоматически снизиться мощность двигателя. Рекомендуется провести регенерацию в принудительном режиме на стоянке.
Непрерывное горение сигнализатора «Внимание» совместно с мигающим сигнализатором засорения сажевого фильтра информирует водителя о том, что сажевый фильтр нуждается в немедленной регенерации. Мощность двигателя будет автоматически снижена. Необходимо немедленно выполнить регенерацию в принудительном режиме на стоянке.
При непрерывном горении сигнализатора критической неисправности двигателя необходимо остановить автомобиль, заглушить двигатель и не пускать его до проведения технического обслуживания на предприятии технического обслуживания.
Выполнение регенерации сажевого фильтра в принудительном режиме на стоянке.
Регенерация сажевого фильтра выполняется с помощью кнопки «START» на панели приборов.
Выключатель регенерации сажевого фильтра.
Выключатель (кнопка без фиксации) предназначен для принудительного запуска регенерации сажевого фильтра на
стоянке, если фильтр нуждается в регенерации.
Регенерация сажевого фильтра на стоянке:
остановить автомобиль, затормозить стояночным тормозом и установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;
убедиться в отсутствии легковоспламеняющихся предметов вокруг выхлопной системы и в направлении выхода выхлопных газов;
пустить двигатель и нажать кнопку «START» регенерации сажевого фильтра, чтобы начать регенерацию.
ВНИМАНИЕ!
Обороты двигателя повысятся, и блок управления выполнит регенерацию сажевого фильтра в принудительном режиме. После окончания регенерации двигатель автоматически возвратится на нормальные обороты холостого хода и сигнализаторы «Внимание» системы управления двигателем и регенерации сажевого фильтра погаснут.
контролировать автомобиль и окружающую площадку во время регенерации. В случае нарушения безопасных условий немедленно остановить двигатель либо нажать на педаль сцепления, тормоза или газ-педаль для прекращения регенерации.
ВНИМАНИЕ!
Процесс принудительной регенерации может продолжаться до 40 минут. В случае необходимости эвакуации автомобиля прервать регенерацию: остановить двигатель либо нажать на педаль сцепления, тормоза или газпедаль, продолжать движение, руководствуясь показаниями сигнализаторов. При необходимости повторить регенерацию в принудительном режиме в удобном и безопасном месте.
После завершения регенерации температура выхлопных газов и деталей выхлопной системы остается повышенной некоторое время.
Запрещается эксплуатация автомобиля с постоянно горящими или мигающими сигнализаторами. Допускается движение автомобиля на СТО для устранения неисправности.
При несвоевременном обращении на СТО автомобиль может быть снят с гарантийного обслуживания. Время эксплуатации автомобиля с включенными сигнализаторами записывается в память блока управления.
8.10. Генераторная установка
На автомобиле установлен генератор переменного тока со встроенным выпрямителем. Максимальный ток отдачи генератора 120А.
Основные правила эксплуатации
Запрещается даже кратковременное соединение выводов регулятора или генератора между собой и на корпус, так как это приведет к выходу из строя регулятора напряжения.
Запрещается работа двигателя с отключенной аккумуляторной батареей.
Запрещается пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора, так как это приводит к возникновению на выпрямителе генератора повышенного напряжения, опасного для диодов выпрямителя.
Запрещается проверка исправности схемы генератора и регулятора путем прозвонки мегаомметром либо посредством лампы, питаемой от сети напряжением более 36 В. Проверка изоляции проводов мегаомметром или лампой, питаемой от сети напряжением более 36 В, допускается только при отключении полупроводниковых приборов генератора и регулятора.
При мойке автомобиля нельзя допускать прямого попадания струи воды на генератор и регулятор.
При обслуживании щеточного узла генератора необходимо:
щеткодержатель и щетки протереть чистой салфеткой, смоченной в бензине;
проверить целостность щеток, не заедают ли они в щеткодержателях, и надежность соприкосновения их с контактными кольцами;
щетки, изношенные до 8 мм, подлежат замене.
8.11. Стартер
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с приводом, состоящим из приводной шестерни и роликовой муфты свободного хода. Включение стартера осуществляется ключом выключателя приборов и стартера.
Уход за стартером заключается в периодической проверке крепления стартера, проводов и очистке от грязи.
Правила пользования стартером
Запрещается перемещать автомобиль при помощи стартера. Это может привести к выходу стартера из строя.
В зимнее время нельзя производить пуск холодного двигателя, не подготовленного предварительным подогревом, путем длительной прокрутки его стартером. Подобная попытка может привести к выходу из строя стартера и аккумуляторной батареи.
8.12. Антиблокировочная система тормозов 1)
Автомобиль оборудован антиблокировочной системой тормозов (АБС) серии 8.1 (номер серии системы АБС может меняться с ее модернизацией) фирмы «Bosch». AБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт – лед) и предотвращает блокировку
_________
1) Устанавливается на части автомобилей.
колес, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия при сохранении его устойчивости и управляемости. Данная AБС имеет функцию электронного регулятора тормозных сил (EBD), который исключает занос задней оси при интенсивном торможении автомобиля с частичной загрузкой.
ВНИМАНИЕ!
Для получения оптимальной эффективности при экстренном торможении автомобиля с АБС, необходимо нажимать на тормозную педаль с максимальным усилием, при одновременном нажатии на педаль сцепления.
Электрическая часть АБС состоит из 4-х датчиков скорости вращения колес, расположенных в колесных узлах автомобиля, гидроагрегата со встроенным электронным блоком управления в моторном отсеке слева, жгута проводов АБС, силового жгута АБС, сигнализатора неисправности АБС и сигнализатора неисправности EBD в комбинации приборов. Электрическая часть АБС автомобилей с колесной формулой 4х4 дополнительно включает датчик ускорения, расположенный на щеке кронштейна педалей правой.
При каждом включении зажигания, сигнализатор неисправности АБС и сигнализатор неисправности EBD включается на время примерно 3 секунды и затем выключается. Это указывает на исправность электрических компонентов и цепей АБС, а также системы EBD.
Постоянно включенное состояние сигнализатора неисправности АБС, или его включение во время движения, указывает на возникшую неисправность АБС. Постоянно включенное состояние сигнализаторов неисправности АБС и EBD, или их включение во время движения, указывает на неисправность системы АБС и ЕВD. Сигнализаторы неисправности АБС и EBD также включаются при обрыве цепи от комбинации приборов до электронного блока управления. Допускается кратковременное включение сигнализатора неисправности АБС или АБС и EBD при пуске двигателя.
При неисправности АБС, рабочая тормозная система сохраняет работоспособность как без АБС. При торможении с включенными сигнализаторами неисправности АБС и EBD может произойти блокировка передней и задней оси, что приводит к потере управляемости и устойчивости автомобиля. При наличии неисправности АБС или АБС и EBD, автомобиль должен пройти диагностику и ремонт на СТО.
Для диагностики АБС и ЕВD, рекомендуется пользоваться тестеромсканером диагностическим АСКАН-10 (производство ООО «АБИТ» г. СанктПетербург), с установленным модулем диагностики АБС 8.1 для автомобилей «ГАЗ» или специализированным диагностическим оборудованием, рекомендуемым Центром послепродажного обслуживания ООО
«Коммерческие автомобили Группа ГАЗ».
1) Устанавливается на части автомобилей. ↑
2) Устанавливается на части автомобилей. ↑