пр. Ленина, 93г
Нижний Новгород

Эксплуатация

7.1. ОБКАТКА НОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Продолжительность обкатки установлена в 1000 км. В это время автомобиль требует от водителя повышенного внимания и особого ухода. Во время обкатки необходимо строго придерживаться следующих указаний:

1. Не трогаться с места с непрогретым двигателем. Работа двигателя должна быть устойчивой при полностью открытой воздушной заслонке карбюратора (для ГАЗ-3308).

2. Во избежание преждевременного износа узлов и деталей автомобиля не следует превышать скорость движения более 60 км/ч.

3. Не перегружать двигатель. Нагрузка автомобиля не должна превышать 1500 кг. Кроме того, в этот период следует избегать езды по тяжелым дорогам, глубокой грязи и т. п. При использовании автомобиля в спецкомплектациях допускается производить обкатку с нагрузкой 2000 кг. Скорость движения автомобиля при этом не должна превышать 40–45 км/ч.

4. В течение первых 48 часов работы двигателя необходимо контролировать натяжение приводных ремней, т. к. за это время происходит их наибольшая вытяжка.

5. Необходимо следить за нагревом тормозных барабанов. Если нагрев превышает 100° С, что можно определить по кипению воды в момент прикладывания мокрой ветоши к ободу барабана, то нужно выяснить его причину и устранить неисправность.

6. Внимательно следить за состоянием всех креплений автомобиля, обратив особое внимание на состояние кернения гайки крепления рулевого колеса. Все ослабевшие гайки нужно своевременно подтягивать — в частности, гайку крепления сошки руля, гайки клиньев карданного вала руля, гайки стремянок рессор, рычага поворотного кулака, крепления колес, гайки болтов крепления кронштейнов кабины.

7. После 500 км пробега на автомобиле ГАЗ-3308 проверить свободный ход вилки выключения сцепления, при необходимости, отрегулировать.

8. После обкатки удалить тканевый вкладыш в сетчатом фильтре бачка насоса гидроусилителя рулевого управления (для ГАЗ-3308).

В период обкатки необходимо выполнить весь перечень работ по техническому обслуживанию автомобиля, указанный в разделе «Обкатка» сервисной книжки.

Примечание. На автомобиле, отправляемом своим ходом на расстояние более 1000 км, кроме буксируемого, допускается производить смену масла в двигателе и масляного фильтра (ГАЗ-33081), фильтрующего элемента масляного фильтра (ГАЗ-3308), а также операции технического обслуживания агрегатов при пробеге 2000 км, не более.

7.2. ПУСК И ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-5231

Перед пуском проверьте положение рычага переключения передач. Рычаг должен быть в нейтральном положении.

Различают три случая пуска двигателя: пуск теплого двигателя, пуск холодного двигателя при умеренной температуре без подогрева двигателя и пуск холодного двигателя при низкой температуре с применением предварительного разогрева двигателя с помощью пускового подогревателя*.

Конструкция двигателя и электростартерная система пуска при исправных аккумуляторных батареях обеспечивает надежный пуск двигателя при низкой температуре окружающей среды без предпускового подогрева. Величины температур окружающего воздуха, до которых может не применяться предпусковой подогрев, зависят от марки моторного масла, залитого в систему смазки двигателя: масло SAE 20W — до минус 10° С, масло SAE 15W — до минус 15° С, масло SAE 10W — до минус 20° С, масло SAE 5W — до минус 25° С.

Однако с целью уменьшения износа двигателя и сохранения аккумуляторной батареи пуск двигателя при температурах ниже минус 10° С рекомендуется проводить после подогрева его с помощью пускового подогревателя.

* На часть автомобилей не устанавливается.

7.2.1. Пуск теплого двигателя

Для пуска двигателя следует повернуть ключ выключателя зажигания по ходу часовой стрелки в крайнее правое положение и держать, пока двигатель не пустится (не больше 10 секунд). Затем отпустить ключ.

Если исправный двигатель не пускается после двух-трех повторных попыток, то причиной этого почти всегда является переобогащение смеси. Устранение переобогащеиия производится продувкой цилиндров двигателя воздухом. Для этого следует медленно до отказа нажать ногой на педаль дроссельных заслонок, а затем включить стартер. Не нужно нажимать на педаль дроссельных заслонок несколько раз подряд, так как при этом каждый раз ускорительный насос будет подавать дополнительно бензин в смесительную камеру карбюратора и чрезмерно обогатит смесь. Если при полностью открытых дроссельных заслонках двигатель не пустился, то после продувки цилиндров пуск двигателя нужно произвести обычным порядком, как указано выше.

Причинами переобогащения смеси у теплого двигателя могут быть: ненужное применение воздушной заслонки, переливание карбюратора из-за неисправности клапана подачи бензина или неисправности поплавка, слишком богатая регулировка системы холостого хода и попадание бензина во впускную трубу при резком нажатии на педаль дроссельных заслонок в результате действия ускорительного насоса.

Если теплый двигатель при пуске требует применения воздушной заслонки, то это указывает на засорение жиклеров карбюратора или на неправильную регулировку системы холостого хода.

При пуске очень горячего двигателя, остановившегося вследствие его перегрузки, при трогании с места и т. п. рекомендуется делать продувку цилиндров с полностью открытыми дроссельными заслонками, как указано выше.

7.2.2. Пуск холодного двигателя при умеренной температуре

После длительных стоянок всегда необходимо перед пуском подкачать бензин в карбюратор рычагом ручного бензонасоса для возмещения возможных потерь бензина вследствие испарения.

Порядок пуска двигателя следующий:

1. Нажать на педаль дроссельных заслонок примерно на 1/3 ее хода.

2. Вытянуть до отказа ручку воздушной заслонки карбюратора.

3. Не отпуская ручку воздушной заслонки карбюратора, осторожно отпустить педаль дроссельных заслонок. При этом дроссельные заслонки откроются на угол, необходимый для успешного пуска двигателя. Не следует отпускать резко педаль дроссельных заслонок — это может приоткрыть воздушную заслонку, что в данном случае нежелательно.

4. Выключить сцепление, нажав до отказа на педаль. Это разгружает стартер, так как избавляет его от необходимости проворачивать вместе с двигателем шестерни коробки передач.

5. Повернуть ключ выключателя зажигания в пусковое положение. Держать стартер включенным можно не более 10 секунд. Интервалы между включениями стартера должны быть 15–20 секунд.

Как только двигатель пустится, включить сцепление и начать приоткрывать воздушную заслонку. Одновременно с этим надо нажать на педаль дроссельных заслонок, не допуская большой частоты вращения коленчатого вала двигателя. По мере прогрева двигателя увеличивать открытие воздушной заслонки вплоть до полного.

Если двигатель не пустится после трех попыток, то следует произвести продувку, как указано выше, и повторить попытку пуска. Если после трех повторных попыток двигатель не дает вспышек, то нужно проверить исправность систем зажигания и питания.

Многократные безрезультатные попытки пуска не только разряжают аккумуляторную батарею, но и в очень сильной степени ускоряют износ цилиндров двигателя. Остерегайтесь переобогащения смеси: оно до крайности осложняет пуск двигателя.

Обычно причинами затрудненного пуска холодного двигателя при правильном пользовании воздушной заслонкой являются:

а) отсутствие подачи бензина в карбюратор;

 б) утечка тока высокого напряжения в крышке датчика-распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри;

в) неисправные (с поврежденными изоляторами, электродами) или загрязненные свечи;

г) неисправная электропроводка высокого или низкого напряжения.

7.2.3. Пуск холодного двигателя при низких температурах без пускового подогревателя

Пуск в условиях низких температур окружающего воздуха требует от водителя подготовки двигателя. Перед пуском необходимо:

1. Приготовить два литра горячей воды с температурой не ниже 80° С (для последующего прогрева впускной трубы).

2. Выжать педаль сцепления и, чтобы она не возвратилась в исходное положение, поставить между педалью и сиденьем монтажную лопатку.

3. Подкачать бензин рычагом ручного бензинового насоса в карбюратор для возмещения возможной потери бензина из-за его испарения.

4. Подогреть впускную трубу, вылив на нее 2 литра горячей воды. Воду лить медленно тонкой струей. Если воду вылить быстро, то ее тепло не успеет передаться трубе.

5. Нажать на педаль дроссельных заслонок примерно на половину ее хода и вытянуть до отказа ручку управления воздушной заслонкой карбюратора. Не отпуская ручку управления воздушной заслонкой карбюратора, осторожно отпустить педаль дроссельных заслонок. Не следует отпускать педаль резко: это может приоткрыть воздушную заслонку. Затем, не включая зажигание, повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя на три оборота.

6. Включить зажигание и пустить двигатель рукояткой или стартером (если это допускает состояние аккумуляторной батареи), пользуясь указаниями раздела «Пуск холодного двигателя при умеренной температуре».

До прогрева двигателя недопустимо давать большую частоту вращения коленчатого вала во избежание выплавления подшипников или задира цилиндров из-за недостаточного поступления к ним загустевшего масла.

Подготовку к пуску двигателя надо делать достаточно быстро, так как иначе впускная труба остынет, и все приготовления не дадут желаемого результата.

Если при пуске в указанных условиях произойдет переобогащение смеси, о чем будет свидетельствовать отсутствие вспышек, то следует прекратить пуск и произвести продувку цилиндров двигателя. Для продувки (в данном случае) следует вывернуть свечи, полностью открыть дроссельные заслонки карбюратора, залить примерно по половине столовой ложки горячего масла в каждый цилиндр и для восстановления компрессии несколько раз провернуть коленчатый вал двигателя. Затем следует прочистить и просушить свечи (не прогревая верхней части изолятора), поставить их на место и, прогрев еще раз впускную трубу, вновь перейти к пуску двигателя.

7.2.4. Пуск двигателя с помощью пускового подогревателя

На левом усилителе боковины капота установлен пульт управления подогревателем, на котором размещены ручка 1 (рис. 7.1) переключателя электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора, ручка 2 реостата изменения оборотов электродвигателя вентилятора подогревателя, контрольная спираль 3, выключатель 4 свечи накаливания и кнопочный предохранитель (на рисунке не виден).

Рис. 7.1. Пульт управления подогревателем:

1 — ручка переключателя электромагнитного клапана и электродвигателя вентилятора; 2 — ручка реостата изменения оборотов электродвигателя вентилятора подогревателя; 3 — контрольная спираль; 4 — выключатель свечи

Ручка переключателя 1 имеет три положения:

  • Положение 0 — все выключено (ручка нажата до отказа).
  • Положение I — включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута на половину хода).
  • Положение II — включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянута до отказа).

При вращении ручки 2 реостата по часовой стрелке обороты электродвигателя увеличиваются, при вращении против часовой стрелки — уменьшаются.

При пуске необходимо соблюдать следующий порядок:

1. Закрыть жалюзи радиатора и пристегнуть утеплительный чехол облицовки радиатора.

2. Открыть капот автомобиля.

3. Проверить наличие бензина в бачке, при необходимости, долить (бензин, применяемый для двигателя). Следить, чтобы бачок не переполнился.

4. Открыть краник бензинового бачка.

5. Прочистить дренажную трубку подогревателя.

6. Включить выключатель аккумуляторных батарей.

7. Продуть подогреватель, для чего ручку 1 переключателя поставить в положение I, а ручку 2 реостата — в крайнее правое положение, что соответствует максимальным оборотам электродвигателя. Продувка длится 30–60 секунд, после чего ручку переключателя возвратить в положение 0 (все выключено), а ручку реостата — в крайнее левое положение. Проверить работу свечи накаливания (кратковременным включением).

8. Пустить подогреватель. Для этого необходимо включить свечу и через 30–35 секунд, когда контрольная спираль станет ярко-красной, переместить ручку переключателя в положение II, при этом включается электродвигатель вентилятора и открывается электромагнитный клапан. Для уверенного пуска подогревателя следует плавно увеличить обороты электродвигателя поворотом рукоятки реостата по часовой стрелке до упора. При этом послышится слабое гудение, переходящее в сильное. Выключить свечу (не забывать!). Если подогреватель не пустился, повторить розжиг, проверив подачу бензина, при необходимости, увеличив ее регулировочной иглой клапана.

9. Через 10–25 минут работы подогревателя в зависимости от температуры окружающего воздуха провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой. Вал готового к пуску двигателя легко проворачивается с ощущением компрессии.

10. Пустить двигатель, как указано в подразделе 7.2.1 «Пуск теплого двигателя», но с выключенным сцеплением.

Включить сцепление.

11. Выключить подогреватель, переведя ручку переключателя в положение I (продувка подогревателя), и закрыть краник на бензиновом бачке. После прекращения гудения пламени в подогревателе, примерно через 50–60 секунд, перевести переключатель в положение 0 (все выключено).

Из-за несоблюдения указанного порядка выключения подогревателя может произойти выброс пламени в воздуховыводящий патрубок.

12. Опустить капот автомобиля.

13. После пуска двигатель прогреть на холостых оборотах в течение 5–6 минут или под нагрузкой (при движении на I или II передаче) на средних оборотах при условии, если двигатель принимает нагрузку (меняет обороты при изменении подачи топлива), и при наличии давления в системе смазки двигателя.

После достижения температуры охлаждающей жидкости 60°С последующее движение автомобиля осуществлять в соответствии с дорожными условиями.

7.2.5. Остановка двигателя

Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед тем, как остановить двигатель, дать ему поработать одну-две минуты на малой частоте вращения коленчатого вала, после чего выключить зажигание. Если двигатель продолжает работать с выключенным зажиганием, необходимо выжать сцепление и не резко нажать на педаль дроссельных заслонок до упора.

7.3. ПУСК И ОСТАНОВКА ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

7.3.1. Пуск холодного двигателя

Электростартерная система пуска двигателя при исправных аккумуляторных батареях и зимних сортах масла обеспечивает надежный пуск холодного двигателя до температуры минус 10° С без применения средств облегчения пуска и до минус 17° С — с применением свечей накаливания. При заправке двигателя маловязкими загущенными маслами типа М-43/8Г2, 5W-40, 5W-50 температура холодного пуска может быть понижена до минус 20–25° С.

Пуск с помощью свечей накаливания рекомендуется использовать при температуре ниже 0° С.

Пуск холодного двигателя без устройств облегчения пуска следует производить в следующей последовательности:

  • установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
  • включить выключатель аккумуляторных батарей;
  • включить приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в фиксированное положение I;
  • выключить сцепление;
  • нажать на педаль управления подачей топлива;
  • включить стартер, повернув ключ выключателя приборов и стартера в нефиксированное положение II;
  • после начала работы двигателя отпустить ключ, прогреть двигатель до устойчивой работы при оборотах коленчатого вала 700–800 мин-1, а затем постепенно увеличивая их до 1500 мин-1;
  • отпустить педаль управления подачей топлива и плавно включить сцепление.

Если двигатель не пускается, указанные операции следует повторить. Повторно пускать двигатель стартером можно только с перерывом не менее 1 мин.

Продолжительность работы стартера при пуске не должна превышать 15 с. Если после трех попыток двигатель не начнет работать — необходимо найти и устранить неисправность.

Начинать движение рекомендуется после достижения температуры охлаждающей жидкости 40° С и наличии давления масла. Дальнейший прогрев двигателя производить под нагрузкой при движении автомобиля на первой и второй передачах на средних оборотах. При достижении температуры охлаждающей жидкости 60–70° С движение осуществляется на передачах в соответствии с дорожными условиями.

7.3.2. Пуск теплого двигателя

Пуск теплого двигателя следует производить в том же порядке, что и пуск холодного двигателя, при этом не обязательно выключать сцепление.

7.3.3. Пуск холодного двигателя с помощью свечей накаливания

Пуск двигателя с использованием свечей накаливания следует производить при температурах от 0° С до минус 25° С.

Для пуска двигателя при помощи свечей накаливания следует:

  • установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
  • включить выключатель аккумуляторных батарей;
  • включить приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в фиксированное положение I;
  • нажать на кнопку включателя свечей накаливания и удерживать ее во включенном положении;
  • выключить сцепление;
  • нажать на педаль управления подачей топлива;
  • по истечении 10–12 сек. после нажатия на кнопку выключателя свечей накаливания, повернуть ключ выключателя приборов и стартера в нефиксированное положение II, не отпуская кнопку выключателя свечей накаливания.

Продолжительность непрерывной работы стартера не более 15 сек.

Как только двигатель начнет самостоятельно работать, отпустить ключ выключателя приборов и стартера, а кнопку выключателя свечей накаливания удерживать во включенном положении до выхода двигателя на режим устойчивой работы, но не более 240 сек.

7.3.4. Остановка двигателя

Перед остановкой двигатель должен поработать в течение 3–5 минут сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для снижения температуры охлаждающей жидкости, масла и турбокомпрессора.

На автомобилях установлен электромагнит привода останова двигателя. Остановка двигателя осуществляется выключателем приборов и стартера.

7.3.5. Пуск двигателя с подогревателем-отопителем*

Предпусковой подогрев и пуск двигателя необходимо проводить в следующем порядке:

1. Для повышения эффективности прогрева двигателя пристегнуть клапаны утеплительного чехла облицовки радиатора.

2. Пустить подогреватель в соответствии с подразделом 7.3.6 «Пусковой подогреватель-отопитель» и осуществлять прогрев двигателя в течение следующего времени, в зависимости от температуры двигателя и наружного воздуха:

  • 10 минут при температуре минус 10–20° С;
  • 15–20 минут при температуре минус 30° С;
  • 30 минут при температуре минус 50° С.

3. Пустить двигатель аналогично пуску теплого двигателя (см. подраздел «Пуск и остановка двигателя»).

4. Плавно включить сцепление (при необходимости несколько раз отпуская, и выжать педаль).

5. Прогреть двигатель на холостых оборотах в течение 5–6 минут или прогреть под нагрузкой при движении на I или II передачах на средних оборотах при условии, что двигатель принимает нагрузку (способен менять обороты при изменении подачи топлива) и при наличии давления в системе смазки двигателя.

7.3.6. Пусковой подогреватель-отопитель*

Пусковой подогреватель-отопитель, в дальнейшем подогреватель, предназначен для предпускового подогрева двигателя, а также для поддержания теплового режима двигателя и отопления кабины при движении автомобиля и на длительных стоянках с неработающим двигателем в условиях низких температур. Имеет два режима работы: частичной и полной теплопроизводительности.

* Устанавливается на часть автомобилей.

Устройство и работа

Подогреватель 12 (рис. 7.2) расположен в подкапотном пространстве на левом лонжероне рамы и представляет из себя тепловой агрегат, выделяющий тепло за счет сгорания в его горелке топлива.

Подача топлива в горелку осуществляется топливным насосом 6 из топливного бачка 2. Заполнение топливного бачка осуществляется за счет подачи избыточного (чистого) топлива от форсунок и ТНВД двигателя по герметичному топливопроводу 4. Воспламенение смеси топлива с воздухом производится свечой накаливания, размещенной на горелке.


Рис. 7.2. Установка пускового подогревателя и его оборудования:

А — подвод топлива от ТНВД; 1 — краник отопителя; 2 — топливный бачок; 3 — краник топливного бачка; 4 и 5 — топливопроводы; 6 — электромагнитный топливный насос; 7 — жидкостный электронасос; 8 — электросопротивление; 9 — задатчик импульсов тока топливного насоса; 10 — шланг подводящий; 11 — шланг отводящий; 12 — подогреватель; 13 — металлорукав отвода отработавших газов; 14 — направляющий кожух

Подогреватель постоянно включен в систему охлаждения двигателя с помощью шлангов 10 и 11. Шланг 11 подогревателя подводится к кранику 1 радиатора отопителя, а шланг 10 соединяет подогреватель с головкой цилиндров со стороны заднего торца через жидкостный электронасос 7.

Таким образом, циркуляция горячей жидкости осуществляется принудительно электронасосом 7 от теплообменника подогревателя в радиатор отопителя кабины и далее в двигатель.

Прогрев масла двигателя осуществляется путем подвода выхлопных газов подогревателя в зону масляного картера с помощью металлорукава 13 и распределительного кожуха 14.

Подготовка подогревателя к работе

Перед первым пуском для обеспечения нормальной работы подогревателя следует удалить из системы воздух, для чего необходимо проделать следующие операции:

 — пустить двигатель и дать ему поработать до тех пор, пока излишки топлива не будут сливаться в топливный бак (слив топлива прослушивается при открытой пробке топливного бака);

  • открыть краник 3 (см. рис. 7.2) топливного бачка подогревателя;
  • отсоединить провод от свечи накаливания, отвернуть топливную трубку у втулки свечи, нажать кнопки выключателей 22 и 24 на комбинации приборов до фиксированного положения, при этом начинает работать электромагнитный топливный насос;
  • как только из трубки потечет чистое, без воздушной эмульсии топливо, кнопки выключателей 22 и 24 повторным нажатием возвратить в исходное положение, топливный насос при этом отключается;
  • завернуть трубку у втулки свечи и подсоединить провод к свече накаливания.

Пуск подогревателя

Пуск подогревателя осуществляется в следующей последовательности:

  • включить выключатель аккумуляторной батареи;
  • открыть краник топливного бачка;
  • открыть краник отопителя кабины (если он был закрыт);
  • нажать на кнопку 24 на комбинации приборов выключателя свечи накаливания до фиксированного положения, при этом загорается лампа 29 сигнализатора свечи, одновременно включается нагнетатель воздуха на полный режим и жидкостный электронасос;
  • для обеспечения надежного запуска подогревателя рекомендуется производить пуск подогревателя на частичном режиме, для чего кнопка выключателя 20 должна быть нажата до фиксированного положения;
  • через 30–40 секунд нажать кнопку выключателя 22, при этом включается электромагнитный топливный насос на частичном режиме. Смесь топлива с воздухом в зоне испарителя загорается от раскаленной спирали свечи и подогреватель начинает работать;
  • при выходе подогревателя на устойчивое горение срабатывает температурный переключатель и отключает свечу накаливания, при этом гаснет лампа 29, загорается лампа 32, после чего необходимо сразу же нажать на кнопку выключателя свечи 24 для возврата ее из фиксированного положения (не забывать!). Это необходимо делать для того, чтобы не произошло повторного включения свечи накаливания;
  • если через 3 минуты после нажатия на кнопку выключателя 22 лампа накала свечи 29 не погаснет, то это означает, что подогреватель с первой попытки не пустился. В этом случае необходимо через 3–5 минут повторить пуск подогревателя. При отсутствии пуска со второй попытки необходимо найти и устранить неисправность.

Работа подогревателя

После запуска подогревателя работа происходит на частичном режиме, для перехода на полный режим необходимо кнопку выключателя 20 на комбинации приборов вернуть из фиксированного положения.

В процессе работы подогревателя при достижении температуры охлаждающей жидкости в подогревателе около 95° С срабатывает датчик перегрева, и на комбинации приборов загорается лампа 10 сигнализатора перегрева (красного цвета). При работе подогревателя на полном режиме необходимо немедленно включить (нажать до фиксированного положения) кнопку 20, включается частичный режим работы, что приведет к уменьшению теплопроизводительности и, соответственно, к снижению температуры охлаждающей жидкости, при этом лампа 10 сигнализатора через несколько секунд должна погаснуть.

Если датчик перегрева срабатывает даже на частичном режиме работы, то необходимо срочно выключить подогреватель.

Выключение подогревателя

Для принудительного выключения подогревателя нужно нажать кнопку выключателя 22 на комбинации приборов, вернув ее из фиксированного положения. При этом выключается электромагнитный топливный насос, горение прекращается, и идет продувка. Температурный переключатель, остыв через 2–3 минуты, отключает жидкостный электронасос и нагнетатель воздуха, гаснет лампа 32. Подогреватель выключен. Кнопки выключателей 24, 22 и 20 должны находиться в нефиксированном отжатом положении.

Действия в экстремальных условиях

В случае отказа датчика перегрева температура охлаждающей жидкости будет повышаться, и при достижении 103°С срабатывает термопредохранитель, отключается подача топлива, нагнетатель воздуха и жидкостный электронасос продолжают работать. Через 2–3 минуты после того, как температурный переключатель, остыв, отключит нагнетатель воздуха и жидкостный электронасос и погаснет лампа 32 сигнализатора работы подогревателя, необходимо нажать на кнопку выключателя 22 для возврата его из фиксированного положения и на кнопку выключателя 20, если был включен частичный режим работы.

Необходимо определить и устранить причину дефекта. После срабатывания термопредохранителя, для восстановления работоспособности подогревателя после его отключения, необходимо нажать на кнопку на датчике термопредохранителя (на подогревателе).

Если произошел перегрев котла подогревателя без охлаждающей жидкости, необходимо подождать остывания котла до температуры подкапотного пространства, после этого устранить причину неисправности и заполнить котел охлаждающей жидкостью.

Уход за пусковым оборудованием

Уход за пусковым подогревателем заключается в проверке крепления подогревателя и его узлов, проверке состояния шлангов подвода и отвода охлаждающей жидкости и топливопроводов (исключив их зависание и трение при движении автомобиля) и в очистке узлов подогревателя от грязи.

Периодически и перед зимней эксплуатацией необходимо осмотреть свечу накаливания, индикатор пламени и, при необходимости, очистить их от отложений сажи, а также продуть сжатым воздухом.

После эксплуатации автомобиля в условиях повышенного загрязнения или запыленности очистить патрубок забора воздуха для горения и газоходы подогревателя (газоотводящий патрубок и направляющий кожух).

7.4. ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Во время движения автомобиля необходимо следить по контрольным приборам и сигнализаторам за температурой охлаждающей жидкости, давлением масла, зарядкой аккумуляторной батареи.

При загорании сигнализаторов перегрева масла или аварийной температуры охлаждающей жидкости необходимо срочно перейти на пониженную передачу. Если сигнализатор при этом продолжает гореть, следует немедленно остановиться, заглушить двигатель, найти и устранить неисправность.

Перед началом движения надо прогреть двигатель. При трогании с места груженого автомобиля включить первую передачу.

Переключение с низших передач на высшие следует производить плавным движением рычага с небольшой выдержкой в нейтральном положении.

При переходе с высших передач на низшие следует применять двойное выключение сцепления с кратковременным нажатием на педаль подачи топлива. При переходе со второй передачи на первую применение этого способа переключения обязательно. Задний ход включать только после полной остановки автомобиля.

В трудных дорожных условиях — на разбитых грязных грунтовых дорогах, заболоченных и песчаных участках, снежной целине следует пользоваться системой регулирования давления воздуха в шинах, устанавливая давление в соответствии с плотностью грунта преодолеваемого участка пути.

Допустимая скорость движения автомобиля при пониженном давлении воздуха в шинах не должна превышать значений, указанных в таблице.

Виды дорог Допустимое внутреннее давление в шинах, кПа (кгс/см2) Максимальная допустимая скорость, км/ч
Тяжелые участки заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков 88 (0,9) 15
166 (1,7) 25
294 (3,0) 30
Дороги всех типов, только в период подкачки шин до номинального давления после преодоления тяжелых участков пути более 294 (3,0) 40

Необходимо учитывать, что на скользких дорогах (обледенелых или с размокшим тонким поверхностным слоем на твердом сухом основании) снижение давления в шинах не дает положительных результатов, а наоборот, приводит к заносам и сползанию в сторону крена и к пробуксовке колес при преодолении подъема. В этих случаях не следует снижать давление в шинах.

При преодолении трудно проходимых участков, крутых подъемов и других препятствий нужно включить передний мост. При включенной прямой передаче в раздаточной коробке включать и выключать передний мост можно на любой скорости движения, предварительно выключив сцепление. Следует иметь в виду, что при движении с включенным передним мостом на исправном автомобиле может прослушиваться повышенный шум трансмиссии.

В особо тяжелых условиях необходимо включать понижающую передачу в раздаточной коробке. Ее надо включать и выключать только после остановки автомобиля, при этом необходимо выключать сцепление.

На скользкой дороге нужно включить передний мост и двигаться с небольшой скоростью, не меняя резко частоту вращения коленчатого вала двигателя. Тормозить плавно, не выключая сцепления, в несколько приемов.

На скользкой дороге при резком торможении с выключенным сцеплением возможны заносы и вследствие этого аварии.

При начавшемся заносе следует прекратить торможение и поворачивать колеса в сторону заноса. При заносе во время торможения двигателем на скользкой дороге следует нажать на педаль подачи топлива (прекратив тем самым торможение двигателем) до прекращения заноса.

Движение автомобиля по дорогам с крутыми подъемами и спусками требует повышенного внимания и быстроты действия.

Крутые подъемы нужно преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки и на первой передаче коробки передач.

На подъеме следует двигаться без остановок и по возможности без поворотов.

При наличии удобного подъезда и хорошей дороги короткие подъемы (длиной до 15–20 м) можно преодолевать с разгона на прямой передаче раздаточной коробки.

Преодолевая крутой спуск, необходимо предусмотреть все меры предосторожности, обеспечивающие безопасность спуска.

При переходе к длинному спуску водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъем подобной крутизны; при этом запрещается выключать двигатель, так как на затяжных спусках нужно всегда применять торможение двигателем.

Запрещается движение автомобиля по дорогам с крутыми подъемами и спусками, если уровень масла в картере двигателя ниже метки П на указателе (масляном щупе) более чем на 5 мм.

Заболоченные участки нужно проходить на второй передаче и при включенной понижающей передаче в раздаточной коробке. Давление в шинах колес автомобиля рекомендуется снизить до 88–166 кПа (0,9–1,7 кгс/см2).

При движении по заболоченному участку надо выдержать установившуюся скорость движения, не допуская снижения скорости, рывков, а тем более остановок. Если необходимо остановиться, то для этого нужно выбрать пригорок или относительно сухой участок местности.

Начинать движение по заболоченному участку надо при включенной понижающей передаче в раздаточной коробке на второй передаче коробки передач, с осторожной пробуксовкой сцепления, не допуская буксования колес. Как только начнется буксование колес, нужно немедленно выключить сцепление и включить задний ход. Если буксование повторится при заднем ходе, надо немедленно подложить под колеса хворост, доски или другой подручный материал, чтобы увеличить сцепление колес с грунтом и обеспечить движение автомобиля.

Не рекомендуется делать резкие и крутые повороты. Нужно заранее учитывать необходимость поворота и делать его плавно, большим радиусом. Такой поворот не снижает скорости движения автомобиля и исключает возможность срыва дерна, неизбежную при резком повороте.

При движении в колонне не надо двигаться по следу, проложенному впереди идущим автомобилем, а лучше прокладывать новую колею. После выхода на сухой и твердый грунт нужно сразу же поднять давление воздуха в шинах колес до максимального (см. раздел «Техническая характеристика»).

Песчаные участки следует преодолевать также с пониженным давлением воздуха в шинах до 98–294 кПа (1,0–3,0 кгс/см2).

Давление устанавливается в зависимости от плотности песка и условий движения. При движении по песку выгоднее пользоваться возможно более высокими передачами при включенном переднем мосте, преодолевая с ходу наметы и короткие песчаные подъемы.

На особо тяжелых участках при падении скорости нельзя допускать пробуксовку колес. При начавшейся пробуксовке нужно выжать сцепление, сдать автомобиль назад для разгона и попытаться преодолеть трудный участок с ходу. Необходимо соблюдать возможную плавность движения, избегая рывков и остановок. Повороты производить плавно, большим радиусом.

В отличие от способа движения колонной по заболоченным участкам на песке нужно двигаться по следу впереди идущего автомобиля на дистанции 40–50 метров. Дистанция необходима для того, чтобы впереди идущий автомобиль мог сдать назад и разогнаться для преодоления с ходу трудно) участка.

Грунтовые дороги на глинистых и черноземных почвах при размокании верхнего слоя грунта представляют для автомобиля опасность заносов и боковых скольжений. Особенно затруднено движение по грязным профилированным дорогам. Двигаясь по таким дорогам, следует устанавливать максимальное давление в шинах, выбирать для движения горизонтальные участки обочины, а также использовать проложенную ранее колею или же двигаться осторожно по гребню дороги.

Преодоление брода. Автомобиль способен преодолевать броды глубиной до 1,0 метра, с учетом высоты воли и течения.

Непосредственно перед переездом брода надо установить давление в шинах соответственно прочности прибрежного грунта. Входить в брод следует осторожно, не создавая большой волны перед автомобилем, двигаться при преодолении брода следует на первой или второй передаче коробки передач и на понижающей передаче раздаточной коробки, избегая маневрирования и крутых поворотов. При переезде брода нельзя останавливаться, так как вода начнет вымывать грунт из-под колес, и они будут погружаться глубже. Протяженность брода в случае, если дно его тщательно разведано и не представляет опасности для застревания, ограничивается временем движения автомобиля в воде, которое не должно превышать 20 минут. Скорость движения по броду должна быть не более 5 км/ч.

После преодоления брода при первой возможности, но не позднее чем в этот же день, необходимо проверить состояние масла во всех агрегатах, приоткрывая их сливные пробки. Если в масле какого-либо агрегата будет обнаружена вода, необходимо слить масло из этого агрегата. Наличие воды в масле можно определить по изменению его цвета. Необходимо также смазать до выдавливания свежей смазки все пресс-масленки шасси.

Каждый раз после выхода из брода следует произвести несколько торможений рабочим тормозом для просушки накладок тормозных колодок.

При остановке двигателя во время преодоления брода допускается сделать две-три попытки пустить двигатель стартером. Если двигатель не пускается, автомобиль должен быть немедленно эвакуирован из воды с помощью лебедки другого автомобиля или другими средствами.

После движения по жидкой грязи глубиной 0,4–0,8 метра необходимо проверять состояние масла в агрегатах.

При первом пользовании лебедкой после преодоления автомобилем брода следует обратить внимание на нагрев ее картера. Если картер редуктора не будет нагреваться, это свидетельствует о наличии в нем воды.

Масло в редукторе заменить.

При движении задним ходом и буксировке автомобиля в трудных дорожных условиях (пашня, песчаная дорога, снежная целина и колея, крутые подъемы) рекомендуется включать понижающую передачу в раздаточной коробке.

7.5. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ КАБИНЫ

7.5.1. Отопление кабины

Система отопления предназначена для создания и поддержания комфортных условий в кабине в холодное время года, а также для обогрева ветрового стекла и стекол дверей.

Отопитель состоит из короба 3 (рис. 7.3) воздухозаборника, радиатора 5 отопителя, расположенного в кожухе 9, и двух вентиляторов. В качестве теплоносителя используется жидкость системы охлаждения двигателя.

Охлаждающая жидкость из двигателя поступает в радиатор отопителя. Пройдя через радиатор, жидкость поступает в нижний бачок радиатора охлаждения двигателя.

Рис. 7.3. Отопитель кабины:

1 и 7 — сопла патрубков обогрева боковых стекол; 2 и 6 — патрубки обогрева ветрового стекла; 3 — короб воздухозаборника; 4 — заслонка короба воздухозаборника; 5 — радиатор отопителя; 8 и 12 — распределители; 9 — кожух радиатора; 10 — заслонка; 11 — рычаг; 13 — облицовка; 14 — рукоятка управления заслонкой воздухозаборника; 15 — рукоятка управления краном отопителя

Порядок включения отопителя:

  • открыть краник отопителя с помощью рукоятки 15, переведя ее в крайнее верхнее положение;
  • открыть заслонку 4 короба 3 воздухозаборника, переведя рукоятку 14 в крайнее верхнее положение;
  • включить вентиляторы отопителя на первую (малую) или на вторую (максимальную) частоту вращения.

Для уменьшения теплопритока необходимо повторно включить электродвигатели на малую частоту вращения.

После этих операций наружный воздух из короба воздухозаборника прогоняется вентиляторами через радиатор отопителя и нагревается. Нагретый воздух направляется через патрубки 2 и 6 (рис. 7.3) на обогрев ветрового стекла, а через боковые патрубки 1 и 7 — на обогрев стекол дверей. Часть воздуха отводится к ногам водителя и пассажира через окна кожуха и распределители: правый 8 и левый 12.

Для эффективной работы всей системы отопления открывать краник отопителя, заслонку воздухопритока и включать вентиляторы в работу можно только после полного прогрева двигателя и достижения температуры охлаждающей жидкости 80° С.

Регулировка температуры воздуха в кабине, исходя из количества проходящей через радиатор отопителя охлаждающей жидкости, производится с помощью рукоятки 15. Если рукоятка находится в крайнем нижнем положении, краник отопителя полностью закрыт и циркуляции жидкости через радиатор 5 нет. Если рукоятка находится в крайнем верхнем положении, краник открыт полностью и циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя максимальная. При всех промежуточных положениях рукоятки циркуляция жидкости осуществляется в различных количествах и плавно.

Для повышения эффективности отопления и особенно ускорения прогрева кабины автомобиля после длительной стоянки в холодное время года используется система рециркуляции воздуха через радиатор отопителя. Для этого необходимо закрыть заслонкой 4 поступление наружного воздуха в отопитель переводом рукоятки 14 в крайнее нижнее положение. В этом случае открываются окна воздухозаборника, и включенные в работу вентиляторы забирают через эти окна внутренний воздух кабины.

Замкнутый объем воздуха кабины проходит через радиатор отопителя несколько раз, чем достигается высокая интенсивность его нагрева. В любых промежуточных положениях рукоятки 14 часть воздуха в отопитель поступает снаружи, часть — изнутри кабины.

Для распределения потоков воздуха в воздуховодах обогрева боковых стекол установлены распределители, позволяющие регулировать поток воздуха на боковые стекла, в ноги водителя и пассажира.

Слив охлаждающей жидкости из системы отопления производится при открытом кранике отопителя.

В момент прогрева двигателя краник отопителя должен быть закрыт.

На отдельных комплектациях автомобилей ГАЗ-33081 устанавливается пусковой подогреватель-отопитель, предназначенный в том числе и для дополнительного отопления кабины как при работающем, так и при неработающем двигателе.

Порядок включения подогревателя-отопителя изложен в подразделе 7.3.6 «Пусковой подогреватель-отопитель».

7.5.2. Вентиляция кабины

Система вентиляции предназначена для создания нормального микроклимата в кабине при эксплуатации автомобиля в летнее время года.

Система вентиляции принудительная.

Принудительная вентиляция

При высоких температурах окружающего воздуха в летнее время года для создания комфорта необходимо использовать вентиляторы системы отопления.

Для этого нужно включить вентиляторы выключателями на щитке приборов, открыть заслонку 4 (см. рис. 7.3) короба воздухозаборника, переведя рукоятку 14 в крайнее верхнее положение.

Краник отопителя при этом должен быть полностью закрыт — рукоятка 15 должна находиться в крайнем нижнем фиксированном положении.

Таким образом, наружный воздух будет поступать в кабину автомобиля через патрубки 2 и 6, боковые патрубки 1 и 7, а также в ноги водителя и пассажира.

Вентиляция кабины может осуществляться и с помощью опускных и поворотных стекол дверей.

7.6. РЕГУЛИРОВКА УСТАНОВКИ ФАР ПО ЭКРАНУ

Регулировку фар необходимо проводить в следующем порядке:

  • установить ненагруженный автомобиль на расстоянии 10 метров от экрана, на котором сделана разметка в соответствии с рис. 7.4. Ось автомобиля должна быть перпендикулярна экрану;
  • проверить давление воздуха в шинах. В случае необходимости довести его до нормы;
  • снять ободки с фар, отвернув винт;
  • включить свет фар, убедиться, что у обеих фар одновременно загорается дальний или ближний свет;
  • включить ближний свет и, закрыв одну из фар, отрегулировать другую боковым и верхним регулировочными винтами так, чтобы световое пятно располагалось, как показано на рис. 7.4.

Рис. 7.4. Разметка экрана для регулировки фар:

h* — высота от дороги до центра фар

Регулировку производить в следующем порядке:

  • регулировка светотеневой границы в вертикальной плоскости вниз — вывернуть оба регулировочных винта;
  • регулировка светотеневой границы в вертикальной плоскости вверх — завернуть оба регулировочных винта;
  • регулировка светотеневой границы в горизонтальной плоскости вправо — левый винт отвернуть, правый винт завернуть;
  • регулировка светотеневой границы в горизонтальной плоскости влево — левый винт завернуть, правый винт отвернуть.

Перед началом регулировки фар ручку блока управления корректором фар установить в положение «О“.

После этого таким же образом отрегулировать вторую фару;

  • включить дальний свет и, закрывая поочередно фары, убедиться в том, что яркое пятно пучка дальнего света располагается симметрично на осевых линиях Н-Н и G-G или D-D. Допускается отклонение в горизонтальных и вертикальных плоскостях точек перегибов от точек пересечения линии Х-Х с линиями G-G или D-D до 25 мм;
  • установить и закрепить ободки фар.

*h — 1120 мм (для справок).

7.7. ПРЕДОХРАНИТЕЛИ

Автомобили с двигателем ЗМЗ-5231

Под капотом на щитке передка справа установлен блок из четырех плавких предохранителей на 30А, ЗОА, 60А и 60А.

Один из предохранителей на ЗОА защищает цепь блока управления двигателем.

Один из предохранителей на 60А защищает все остальные цепи автомобиля, кроме цепи стартера.

Остальные предохранители на ЗОА и 60А — резервные.

Автомобили с дизельными двигателями

Под капотом на кронштейне крепления бачка ГУР установлен блок предохранителей на 30А, 30А, 60А и 60А.

Один из предохранителей на 60А защищает цепь штифтовых свечей накаливания.

Один из предохранителей на ЗОА защищает цепи: блока управления двигателем и останова двигателя.

Второй предохранитель на 60А защищает все цепи автомобиля, кроме цепи стартера и перечисленных выше цепей.

Другой предохранитель на ЗОА — резервный.

В центре панели приборов расположены два блока плавких предохранителей ПР 121.

Предохранители верхнего блока

Номер предохранителя Допустимый ток, А   Защищаемые цепи  
1 16 Резервный
2 8 Подкапотного фонаря, плафона освещения кабины
3 8 Освещения приборов, подсветки выключателей
4 8 Заднего противотуманного фонаря
5 8 Правого переднего и левого заднего фонарей габаритного света, сигнализатора габаритного света
6 8 Левого переднего и заднего правого фонарей габаритного света
7 8 Ближнего света левой фары
8 8 Ближнего света правой фары, корректора фар
9 16 Дальнего света левой фары, сигнализатора дальнего света  
10 16 Дальнего света правой фары  

Предохранители нижнего блока

Номер предохранителя Допустимый ток. А Защищаемые цепи
1 16 Резервный или пускового подогревателя-отопителя*
2 8 Аварийной сигнализации
3 8 Указателей поворота
4 8 Резервный
  25 Свеча подогревателя-отопителя*
5 8 Звукового сигнала, розетки переносной лампы
6 8 Сигнала торможения
7 8 Плафона и зуммера платформы
8 8 Стеклоочистителя, стеклоомывателя
9 16 Фонаря заднего хода, реле стеклоочистителя
10 16 Отопителя, приборов, сигнализаторов, блокировки стартера

Предохранитель цепи управления пусковым подогревателем** на 20 ампер установлен в корпусе пульта управления подогревателем.

В стеклоочиститель встроен автоматический термобиметаллический предохранитель вибрационного типа.

7.8. УХОД ЗА СПИДОМЕТРОМ И СИГНАЛОМ

1. При появлении шума и скрипа в спидометре необходимо произвести смазку валика спидометра. Для этого необходимо снять щиток приборов и в масленку, расположенную на штуцере спидометра, залить 5–6 капель изопарафинового или другого равноценного приборного масла.

2. При необходимости произвести подрегулировку звука сигнала. Для этого надо ослабить контргайку винта, расположенного на задней стороне сигнала. Поворотом винта в ту или другую сторону отрегулировать звук. Затянуть контргайку.

* Устанавливается на часть автомобилей ГАЗ-33081.

** Устанавливается на часть автомобилей ГАЗ-3308.

7.9. СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-5231

Свечи зажигания имеют встроенный резистор для подавления радиопомех. Очистку изолятора свечи от нагара нужно производить с помощью пескоструйного аппарата.

При отсутствии аппарата очистка производится тонкой деревянной палочкой (спичкой и т. п.). Применение металлических предметов недопустимо.

Свечи, изоляторы которых повреждены, подлежат обязательной замене, независимо от их исправной работы. Проверку величины зазора рекомендуется делать щупом (рис. 7.5) из комплекта шоферского инструмента. При регулировке этого зазора необходимо подгибать боковой электрод.

Рис. 7.5. Проверка зазора между электродами свечи

Работа двигателя при увеличенных зазорах в свечах приводит к резкому сокращению срока службы свечей и преждевременному выходу из строя (пробою) высоковольтных изоляционных деталей системы зажигания.

На свечах зажигания установлены свечные наконечники.

7.10. ГЕНЕРАТОР

7.10.1. Генератор автомобиля ГАЗ-3308

На автомобиле установлен генератор переменного тока со встроенным выпрямителем.

Для поддержания напряжения в заданных пределах в системе электрооборудования используется выносной бесконтактный регулятор напряжения.

Регулятор напряжения имеет переключатель* уровня регулируемого напряжения.

Переключатель расположен на крышке регулятора.

Максимальное значение уровня регулируемого напряжения 14,35–15,05 В соответствует положению переключателя на "МАХ», минимальное значение 13,25–13,95 В — положению «MIN» и среднее значение 13,7–14,5 В — положению «СР».

На выпускаемых автомобилях переключатель установлен в среднем положении.

7.10.2. Генератор автомобиля ГАЗ-33081

Для питания электропотребителей и подзарядки АКБ на двигателе установлен генератор переменного тока со встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком.

Генератор имеет ременный привод, натяжение которого регулируется перемещением генератора по натяжной планке.

Генератор имеет винт «Л-3» посезонной регулировки напряжения, расположенный сверху генератора на защитном кожухе. На автомобиле винт установлен для летней эксплуатации — вывернут до упора.

Работоспособность генератора контролируется по сигнализатору неисправности генератора или указателю тока, расположенных на щитке приборов. После запуска двигателя сигнализатор должен погаснуть. При этом указатель тока при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя и включенных потребителях (например, фары) не должен показывать разряд.

Запрещается пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора, так как это приведет к возникновению на выпрямителе генератора повышенного напряжения, опасного для диодов выпрямителя.

7.11. СТАРТЕР

Стартер представляет собой сервисный электродвигатель постоянного тока, с приводом, состоящим из шестерни и муфты свободного хода.

* На части автомобилей регулятор не оборудован переключателем уровня регулируемого напряжения.

Правила пользования стартером

1. Проверить готовность двигателя к пуску. При пуске двигателя ЗМЗ-5231 после длительной стоянки прокрутить коленчатый вал пусковой рукояткой.

2. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя не должна превышать 10 с.

3. В случае, если двигатель после первой попытки не пустился, следующую попытку пустить двигатель стартером необходимо производить через 15–20 с. После двух-трех неудавшихся попыток пуска нужно проверить системы зажигания (ЗМЗ-5231) и питания и устранить неисправность.

4. Как только двигатель пустился, необходимо немедленно отпустить ключ выключателя зажигания, так как муфта свободного хода привода стартера не рассчитана на длительную работу.

5. Запрещается перемещать автомобиль при помощи стартера. Это может привести к выходу стартера из строя.

6. В зимнее время нельзя производить пуск холодного, не подготовленного предварительно прогревом, двигателя путем длительной прокрутки его стартером. Подобная попытка может привести к выходу из строя стартера и аккумуляторной батареи.

Также нельзя подключать для пуска двигателя аккумуляторные батареи повышенной емкости.

 

7.12. АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА ТОРМОЗОВ

Часть автомобилей оборудована антиблокировочной системой тормозов (АБС). АБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт-лед) и предотвращает блокировку колес, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия (льда) при сохранении его устойчивости и управляемости.

Для получения оптимального эффекта при экстренном торможении автомобиля с использованием АБС необходимо нажимать на тормозную педаль с максимальным усилием при одновременном нажатии на педаль сцепления.

Электрическая часть АБС состоит из 4-х датчиков АБС (в колесных узлах автомобиля), 3-х модуляторов (на пневмоусилителях), блока управления (БУ) АБС (в кабине на правой боковине), блока предохранителей АБС (внутри панели приборов, за заглушкой, находящейся ниже заглушки блоков предохранителей), кнопки диагностики АБС (на щитке приборов), сигнализатора неисправности АБС (на щитке приборов для ГАЗ-3308, в правом блоке контрольных ламп для ГАЗ-33081) и жгута проводов АБС, соединяющего датчики и модуляторы с БУ АБС.

Сигнализатор неисправности АБС включается примерно на две секунды при каждом включении зажигания, а затем выключается, что подтверждает исправность системы АБС. Постоянно включенное состояние сигнализатора или его включение во время движения указывает на неисправность АБС. Допускается кратковременное включение сигнализатора при пуске двигателя. При включении переднего моста АБС не работает, на что указывает включенный сигнализатор.

При неисправности АБС автомобиль должен быть проверен на станции технического обслуживания.

Электрическая схема АБС показана на рис. 7.6.

Принципиальная схема тормозной системы автомобилей с АБС приведена на рис. 7.7.


Рис. 7.6. Электрическая схема антиблокировочной системы тормозов

Рис. 7.7. Принципиальная схема рабочей тормозной системы автомобилей с АБС:

1 — компрессор; 2 — бачок главного цилиндра; 3 — датчик аварийного уровня тормозной жидкости; 4 — воздушный фильтр; 5 — тормозной механизм заднего колеса; 6 — датчик давления масла; 7 — выключатель пневматический сигнала торможения; 8 — шумоглушитель; 9 — кран слива конденсата; 10 — тормозной механизм переднего колеса; 11 — датчик аварийного давления воздуха; 12 — воздушный баллон; 13 — клапан обратный; 14 — клапан защитный одинарный; 15 — пневмоусилитель с главным цилиндром; 16 — модулятор; 17 — клапан контрольного вывода; 18 — воздушный баллон; 19 — воздухоосушитель; 20 — датчик аварийного ход поршня; 21 — кран тормозной двухсекционный с рычагом

Заполнение гидравлического привода тормозов тормозной жидкостью, для автомобилей с АБС

1. Тщательно очистить от грязи перепускные клапаны на колесных цилиндрах.

2. Отвернуть наливную пробку пополнительного бачка главных цилиндров и заполнить его тормозной жидкостью. Запрещается заполнять гидропривод тормозными жидкостями, не предусмотренными картой смазки, минеральными маслами, а также промывать его бензином или керосином.

3. При прокачке тормозной системы гидропривода воздушные баллоны должны быть заполнены воздухом — давление 0,6–0,8 МПа (6,0–8,0 кгс/см2).

4. Прокачать контур гидропривода рабочего тормоза передней оси. Сначала прокачивать колесные цилиндры правого тормозного механизма, затем левого. На тормозном механизме сначала прокачать верхний цилиндр, затем — нижний.

5. Снять колпачок на перепускном клапане колесного цилиндра правого переднего тормоза, надеть резиновый шланг, опустить свободный конец шланга в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд.

6. Отвернуть перепускной клапан на У2-3/4 оборота и нажать несколько раз на педаль тормоза. Прокачать гидропривод до тех пор, пока из шланга, погруженного в сосуд с жидкостью, не прекратится выделение пузырьков воздуха.

Завернуть перепускной клапан при нажатой педали тормоза.

7. Прокачать колесные цилиндры левого переднего тормоза, выполнив работы, указанные в пп. 5 и 6.

8. Прокачать контур гидропривода рабочего тормоза заднего моста автомобиля.

Выполнить работы, указанные в пп. 4 и 5, в следующей последовательности:

  • правый тормозной механизм;
  • левый тормозной механизм.

9. Долить жидкость в пополнительный бачок главных цилиндров до уровня на 15–20 мм ниже верхней кромки горловины бачка. Во время выполнения работ, указанных в пп. 4–8, необходимо доливать тормозную жидкость в бачок главных цилиндров, не допуская «сухого дна» в резервуарах бачка, иначе в систему вновь попадет воздух.

7.13. РЕГУЛИРОВКА И ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ ХОЛОСТОГО ХОДА АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-3308

Предельно допустимое содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах автомобилей категории N2, оборудованных нейтрализаторами, при проверке органами экологического контроля и при инструментальном контроле ГИБДД по ГОСТ Р 52033–2003 составляет:'

600–650 2000–2100

Частота вращения, мин-1 Допустимое содержание оксида углерода (СО), % Допустимое содержание углеводородов (СН), млн-1
0,5 200
0,3 200

Проверка должна производиться на двигателе, прогретом до температуры охлаждающей жидкости 80–90° С при полностью открытой воздушной заслонке карбюратора.

Перед проверкой необходимо убедиться в исправности системы зажигания, обратив особое внимание на состояние свечей и правильность зазоров между их электродами, а также проверить и, если требуется, отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала (600–650 мин-1), угол опережения зажигания на минимальной частоте вращения коленчатого вала и зазоры между коромыслами и клапанами газораспределительного механизма.

Порядок проверки:

  • установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • установить пробный зонд газоанализатора в выпускную трубу на глубину не менее 300 мм от среза;
  • включить зажигание и проверить индикацию лампы диагностики двигателя на щитке приборов. Если при включении зажигания диагностическая лампа включилась на короткий промежуток времени, приступить к проверке. Если диагностическая лампа остается включенной после пуска двигателя, необходимо подключить диагностический тестер, определить и устранить неисправность. Затем приступить к проверке;
  • запустить двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2000…2100 мин-1, выдержать этот режим в течение 2–3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0° С в течение 4–5 мин) и после стабилизации показаний измерить содержание СО и СН;
  • отпустить педаль управления дроссельной заслонкой и в течение 30 с измерить содержание СО и СН в отработавших газах.

Резкие переходы с одного режима на другой не допускаются.

В случае превышения норм содержания СО и СН в отработавших газах необходимо произвести регулировку.

Порядок регулировки:

  • завернуть винты 2 (рис. 7.8) состава смеси (винты качества) до упора, но не слишком туго, затем каждый из них отвернуть на 4,5 оборота;
  • запустить двигатель. Поочередно завертывая регулировочные пинты 2 примерно на одинаковый угол 90°, установить такое их положение, при котором коленчатый вал будет иметь наибольшую частоту вращения;
  • винтом 1 эксплуатационной регулировки холостого хода (винтом количества) установить частоту вращения коленчатого пала до 600–650 мин-1;
  • поочередным ввертыванием винтов 2 качества на одинаковое количество оборотов отрегулировать содержание СО в отработавших газах в пределах 0,5–1%, поддерживая винтом 1 обороты холостого хода в пределах 600–650 мин-1, добиться устойчивой работы двигателя и приступить к проверке содержания СО и СН в отработавших газах, как описано выше.


Рис. 7.8. Регулировочные винты карбюратора:

1 — упорный винт дроссельных заслонок (винт количества); 2 — винты состава смеси (винты качества); 3 — ограничительные колпачки

Для проверки регулировки нажать на педаль дроссельных заслонок и резко отпустить ее. Если двигатель заглохнет, то за счет незначительного ввертывания винта 1 увеличить частоту вращения холостого хода, но не более чем до 650 мин-1. Невозможность получения устойчивой работы двигателя на холостом ходу указывает на необходимость проверки двигателя и его систем и устранения выявленных дефектов.

После окончания регулировки на винты 2 качества смеси установить ограничительные колпачки 3, как показано на рис. 7.8. В процессе эксплуатации винтами 1 и 2 самостоятельно разрешается производить лишь корректировку заводской регулировки для получения наиболее устойчивой работы двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода. При этом ввертывание винтов 2 допускается только на угол, ограниченный перемещением флажков ограничительных колпачков от упора (примерно на 270°).

Попытки повернуть ограничительные колпачки на большие углы приведут к их разрушению.

7.14. ПРОВЕРКА ДЫМНОСТИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ (ОГ) АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-33081 НА РЕЖИМЕ СВОБОДНОГО УСКОРЕНИЯ

Проверка дымности ОГ проводится по методике ГОСТ Р 52160–2003:

1. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80–90° С. Температуру контролировать по указателю на щитке приборов.

2. Проверить минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода по тахометру на щитке приборов (должна быть в пределах 800±50 об/мин). При необходимости отрегулировать частоту вращения винтом упора минимальных оборотов холостого хода на ТНВД.

3. Произвести измерение дымности в режиме свободного ускорения в следующей последовательности:

 — при работе двигателя на режиме минимальных оборотов холостого хода равномерно перемещать педаль за 1–2 с до упора. Держать педаль в этом положении 2–3 с. Отпустить педаль и через 8–10 с приступить к выполнению следующего цикла:

а) цикл свободного ускорения повторить не менее 6-ти раз;

 б) измерение значения дымности следует производить на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера. За результат измерения дымности принимают среднеарифметическое значение дымности 4-х последних измерений.

Измерение считается достоверным, если 4 последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагается в зоне шириной 0,25 м-1.

Дымность ОГ автомобиля в режиме свободного ускорения, измеренная прибором типа «Хартридж», не должна превышать:

  • 54%, что соответствует коэффициенту поглощения К=1,78 м-1 (для двигателя, оборудованного топливным насосом высокого давления 773–20.05Э2);
  • 50% или К=Т,6 м-1 (для двигателя, оборудованного топливным насосом 773–10.01-Э2 и турбокомпрессором 6.1);
  • 46,5% или К=1,47 м-1 (для двигателя, оборудованного топливным насосом 773–10.01-Э2 и турбокомпрессором С14 производства Чехия).

4. В случае несоответствия дымности ОГ установленной норме необходимо найти и устранить неисправность.

7.15. ЗАПАСНОЕ КОЛЕСО

Запасное колесо установлено на держателе, находящемся на переднем борту платформы. Устройство подъема запасного колеса расположено в правой задней части платформы. Основным элементом подъемного устройства является стойка с закрепленным на ней механизмом подъема. Масса поднимаемого груза не должна превышать 140 кг.

Подъем колеса осуществляется в следующем порядке:

  • откинуть задний борт платформы и подкатить колесо диском к борту;
  • поставить стойку подъемника в рабочее положение, для чего расшплинтовать фиксатор, вынуть его и повернуть стойку до совмещения второго отверстия в стойке с отверстием в пяте, вставить фиксатор;
  • собачку храповика подъемника вывести из зацепления (отключить) с храповиком, нажав на нее сверху до упора;
  • трос с крюком вручную вытянуть до уровня центрального отверстия в диске колеса, зацепить крюк за край отверстия со стороны борта;
  • поворотом вверх ввести в зацепление собачку с храповиком;
  • на хвостовик вала храповика одеть составной ключ (рис. 7.9), имеющийся в комплекте шоферского инструмента, и вращением вала по часовой стрелке поднять колесо над платформой;
  • вынуть фиксатор и поворотом завести стойку с колесом на платформу;
  • закрепить колесо на держателе.


Рис. 7.9. Соединение ключей при помощи переходного сухаря

Повернуть стойку в транспортное положение и зашплинтовать фиксатор.

При опускании запасного колеса с платформы необходимо отключить собачку, зацепить колесо за крюк и спустить его с платформы.

7.16. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХ

Система снижения давления воздуха в шинах при движении по мягкому грунту уменьшает удельное давление на грунт и повышает проходимость автомобиля.

Система регулирования давления воздуха в шинах (рис. 7.10) обеспечивает изменение давления в шинах с места водителя как на стоянке, так и на ходу в зависимости от характера дорожного покрытия и скорости движения автомобиля, а также контроль за давлением воздуха в шинах.


Рис. 7.10. Схема системы регулирования давления в шинах:

1 — компрессор; 2 — кран управления; 3 — манометр; 4 — рукоятка крана управления; 5 — регулятор давления; 6 — воздушный баллон; 7 — клапан контрольного вывода; 8 — крап слива конденсата

При незначительных повреждениях камеры система регулирования давления в шинах позволяет продолжать движение автомобиля, не прибегая при этом к немедленной смене колеса, поскольку компрессор восполняет утечку воздуха из камеры.

Работа системы регулирования давления в шинах

Воздух из компрессора через регулятор давления по трубопроводу поступает в воздушный баллон, который сообщается с краном управления системы регулирования давления воздуха в шинах.

При установке рукоятки крана в положение УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ воздух из воздушного баллона по трубопроводам поступает в камеры колес (при открытых запорных воздушных кранах). При переводе рукоятки в положение СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ воздух из шин (при открытых воздушных кранах) выходит в атмосферу. При переводе рукоятки в НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ воздух из воздушного баллона не поступает. При открытых воздушных кранах камеры колес соединены между собой, и давление в шинах контролируется манометром. Запрещается ставить кран управления в положение УВЕЛИЧЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ при закрытых воздушных кранах, так как при этом может быть поврежден манометр. На длительных стоянках во избежание утечки воздуха из шин через неплотности соединений трубопроводов и сальников запорные воздушные краны необходимо закрывать.

В период подкачки шин (после преодоления тяжелых участков пути) до внутреннего давления воздуха в них не менее 150 кПа (1,5 кгс/см2) рекомендуется, если позволяет обстановка, автомобиль остановить. При длительном движении по дорогам с твердым покрытием колесные краны рекомендуется закрыть. Рукоятку крана управления нужно поставить в положение СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ (для выхода оставшегося воздуха) и затем поставить в НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Это необходимо делать во избежание выхода из строя манжет блока уплотнителей системы регулирования давления воздуха в шинах.

Проверка давления воздуха в шинах колес и подкачка шин

Давление воздуха в шинах колес проверять на холодных шинах при нейтральном положении рукоятки крана управления давлением воздуха в шинах и открытых колесных кранах соответственно передних или задних колес в следующем порядке:

  • открыть колесные краны передних колес;
  • поднять вверх и повернуть рукоятку крана управления (по часовой стрелке) в положение «увеличение давления». Положения рукоятки крана управления указаны на табличке, установленной на панели приборов;
  • при необходимости, пустить двигатель и накачать шины колес до номинального давления воздуха — 340 кПа (3,4 кгс/см2);
  • закрыть колесные краны передних колес;
  • вернуть рукоятку крана управления в нейтральное положение.

Аналогично производить проверку давления в шинах задних колес. Номинальное давление воздуха в шинах задних колес — 440 кПа (4,5 кгс/см2).

Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах, кроме своевременной смазки манжет блока уплотнителей, состоит в следующем:

1. Проверка герметичности системы в целом и ее отдельных элементов. Особое внимание надо обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов. Места сильной утечки воздуха могут быть определены на слух, места слабой утечки — при помощи мыльной пены.

В исправной системе при открытых запорных воздушных кранах и нейтральном положении рукоятки крана управления падение давления воздуха в шинах не должно быть более чем 50 кПа (0,5 кгс/см2) за 10 часов. При этом следует иметь в виду, что проверка герметичности должна производиться после охлаждения шин до температуры окружающей среды.

2. Во избежание образования ледяных пробок в системе при длительных стоянках и безгаражном хранении автомобиля в зимнее время необходимо продуть систему сжатым воздухом. Для этого следует накачать радиальные шины до 600 кПа (6 кгс/см2) и выпустить воздух до 450 кПа (4,5 кгс/см2) в задних шинах. Закрыть колесные краны заднего моста и снизить давление воздуха в передних шинах до 340 кПа (3,4 кгс/см2). Закрыть колесные краны переднего моста.

7.17. ЛЕБЕДКА

(устанавливается на части автомобилей)

Лебедка (рис. 7.11) смонтирована в передней части рамы на двух угольниках. Привод лебедки осуществляется карданным валом.

 
 


 

Рис. 7.11. Лебедка с редуктором:

1 — барабан лебедки; 2 — тормоз-замедлитель; 3 — муфта; 4 — рукоятка вилки включения барабана; 5 — пробка наливного отверстия; 6 — шестерня; 7 — картер; 8 — вал лебедки; 9 — картер тормоза; 10 — предохранительный палец; 11 — вилка кардана; 12 — автоматический тормоз; 13 — крышка картера тормоза; 14 — червяк; 15 — сливная пробка; 16 — контрольная пробка; 17 — сальник; 18 — трос

На валу 8 свободно установлен барабан лебедки 1. На шлицованной части вала установлена стальная кулачковая муфта 3, имеющая возможность перемещаться вдоль вала и входить в зацепление с кулачками барабана, благодаря чему барабан может быть соединен с валом или отъединен от него. Включается и выключается муфта посредством вилки, которая снабжена тормозом 2, притормаживающим барабан во время разматывания троса от руки. При выключении муфты колодка тормоза (с фрикционной накладкой) прижимается к реборде барабана, притормаживая его. Кулачковая муфта должна постоянно находиться в зацеплении с кулачками барабана, за исключением случаев разматывания троса лебедки вручную.

Лебедка имеет автоматический тормоз 12, предназначенный для дополнительного подтормаживания червяка редуктора лебедки при выключенном сцеплении, а также после того, как срезан предохранительный палец. Устройство тормоза показано на рис. 7.12.


Рис. 7.12. Автоматический тормоз лебедки:

1 — наконечник тормозной ленты; 2 — гайка и контргайка; 3 — пружина; 4 — тормозной барабан; 5 — червяк; 6 — тормозная лента

При наматывании троса тормозной барабан 4 вращается так, что даже самое незначительное трение тормозной ленты 6 о барабан вызывает сжатие пружины 3 и ослабляет натяжение ленты, создавая условия для свободного вращения барабана.

При срезе предохранительного пальца червяк редуктора стремится вращаться в обратном направлении. Сила трения тормозной ленты будет направлена в сторону действия пружины 3. Лента затягивается, препятствуя вращению барабана 4. При размотке троса под нагрузкой (спуск с крутого склона с помощью лебедки) червяк вращается таким же образом, что создает момент трения на его барабане, но он в этом случае преодолевается подводимым моментом двигателя.

Нельзя разматывать трос полностью с барабана, чтобы не перегружать заделку троса. Необходимо оставлять 3—4 витка троса на барабане. Заделка конца троса осуществляется стремянкой, устанавливаемой в литейном приливе барабана. Выступание стремянки во внутреннюю ПОЛОСТЬ барабана не допускается.

Разматывать трос следует вручную, выключив кулачковую муфту лебедки. Допускается пользование передачей для разматывания троса, трос при ЭТОМ надо подтягивать вручную.

Для предохранения лебедки от перегрузок вал червяка редуктора соединен с вилкой карданного шарнира с помощью предохранительного пальца 10 (см. рис. 7.11). При перегрузке лебедки палец срезается, а барабан останавливается автоматическим тормозом, установленным на валу червяка.

После среза предохранительного пальца необходимо немедленно выжать сцепление и выключить коробку отбора мощности, так как иначе может произойти заедание вилки на валу. Срезанный палец надо заменить новым (пальцы придаются к автомобилю). Использовать болты и другие предметы вместо предохранительного пальца категорически запрещается.

Следует иметь в виду, что если при подтягивании лебедкой на большом радиусе намотки троса на барабане («полный» барабан) ее тягового усилия не хватает (происходит срез предохранительных пальцев), то, размотав трос, можно увеличить силу тяги. При этом во время самовытаскивания автомобиля надо выбрать более отдаленную опору для крюка троса, а при вытаскивании другой машины отвести автомобиль с лебедкой назад.

Для направления троса в вырезе переднего бампера автомобиля размещено направляющее устройство, служащее для обеспечения ровной укладки троса и состоящее из одного горизонтального нижнего и двух вертикальных боковых роликов.

Для вытаскивания посторонней застрявшей машины к автомобилю придается блок лебедки, предназначенный для придания тросу перпендикулярного направления в горизонтальной плоскости по отношению к оси барабана.

Для того, чтобы завести трос в ручей блока, необходимо расшплинтовать со стороны съемной серьги ось блока и траверсу крюка и снять серьгу. После того, как трос будет заведен в ручей, поставить серьгу на место, ось блока и траверсу зашплинтовать.

Вытаскивание автомобиля с помощью лебедки и блока показано на рис. 7.13. Крепление блока осуществляется буксирным тросом автомобиля.

 
 

Рис. 7.13. Вытаскивание автомобиля с помощью лебедки и блока

Для вытаскивания застрявших автомобилей включать только коробку отбора мощности. Кроме этого, необходимо рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, включить сцепление и несколько увеличить частоту вращения двигателя.

Для самовытаскивания автомобиля включить передний мост, понижающую передачу в раздаточной коробке, коробку отбора мощности и первую передачу в коробке передач. Включить сцепление и дать среднюю частоту вращения двигателю, нажав на педаль дроссельных заслонок.

Самовытаскивание автомобиля с помощью лебедки показано на рис. 7.14. Для самовытаскивания из глубоких ям под трос подкладывать в месте перегиба бревно или какой-либо другой подручный материал.

Рис. 7.14. Самовытаскивание автомобиля с помощью лебедки

Примечание. При пользовании лебедкой нельзя давать двигателю большую частоту вращения коленчатого вала.

Для выдачи и ослабления натянутого троса необходимо:

а) включить в коробке отбора мощности «размотку»;

 б) рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение;

в) плавно включить сцепление (при выдаче троса увеличивать частоту вращения двигателя не нужно).

Для остановки лебедки нужно выключить сцепление и поставить рычаг коробки отбора мощности в нейтральное положение.

После окончания работы с лебедкой рычаг коробки отбора мощности следует закрепить в нейтральном положении откидной петлей упора.

Во избежание перегрева масла в редукторе (свыше 130°) в тех случаях, когда требуется длительная работа лебедки, необходимо делать перерывы для снижения температуры масла после непрерывного подтягивания на суммарную длину троса 70 м.

Уход за лебедкой

1. При пользовании лебедкой проводить периодическую чистку и смазку. Трос по мере надобности следует протирать и смазывать жидким маслом. Перед пользованием блоком лебедки необходимо смазать его через пресс-масленку смазкой ЛИТОЛ-24 или солидолом.

2. Регулировка тормоза-замедлителя производится по мере необходимости. Тормоз-замедлитель должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса вручную (кулачковая муфта выключена) барабан не мог вращаться со скоростью большей, чем скорость сматывания троса, то есть, чтобы трос на барабане не ослабевал. Для обеспечения надежной работоспособности тормоза нельзя допускать замасливания трущихся поверхностей колодки барабана.

3. Регулировка автоматического тормоза производится по мере надобности. Его следует регулировать так, чтобы при работе лебедки на намотку в течение 3—5 минут крышка картера тормоза не нагревалась выше температуры, которую может выдержать рука.

4. Периодически проверять крепление лебедки.

7.18. БУКСИРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Переднее буксирное устройство (типа шкворень-вилка) состоит из двух шкворней, вставленных в отверстия буксирных вилок. Шкворень стопорится с помощью пружинного фиксатора.

В тяжелых дорожных условиях, и особенно в условиях низких температур, буксировку или вытаскивание застрявшего автомобиля производить только за оба шкворня.

На задней поперечине рамы установлена буксирная вилка, в которую вставлен шкворень, зафиксированный в вилке шпилькой, установленной в отверстие шкворня.

8 800 333–80–84
Нижний Новгород,
пр. Ленина, 93Г

Готовые фургоны для автомобилей
Газель в наличии от 59 000 Р.

Яндекс.Метрика    

Дизайн — Студия Titanium

Внедрение — Студия Graphit