Под хранением автомобиля понимается содержание технически исправных, полностью укомплектованных и специально подготовленных автомобилей в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность в установленный срок.
Постановке на хранение подлежат все автомобили, эксплуатация которых не планируется на срок более двух месяцев со дня отгрузки с предприятия-изготовителя.
Объем, последовательность и организация работ, выполняемых при подготовке и содержании автомобиля на хранении, определяются настоящим Руководством по эксплуатации.
Хранение автомобилей может быть кратковременным (до одного года) или длительным (год и более).
Подготовка автомобиля к хранению
- Провести очередное техническое обслуживание.
- Удалить коррозию и покрасить места, в которых повреждена краска.
- Для предохранения цилиндров от коррозии в каждый цилиндр двигателя ЗМЗ-5231 залить через отверстие под свечи, предварительно прогретое до температуры не ниже 50° С, по 30–50 г горячее (70–80° С) обезвоженное масло, применяемое для двигателя. Для распределения масла по всей поверхности цилиндров следует провернуть коленчатый вал двигателя ЗМЗ-5231 пусковой рукояткой на 15–20 оборотов.
Для консервации двигателя Д-245.7 ЕЗ снять форсунки и залить в каждый цилиндр 50–70 мл консервационного масла, нагретого до 70–100° С (смесь масла М63/10В (ДВАСЗп-ЮВ) или М10Г2К с присадкой КП). Концентрация присадки в смеси 16–18%. Выключить подачу топлива и провернуть коленчатый вал двигателя двумя-тремя кратковременными (ДО 3 с) включениями стартера.
- Все неокрашенные наружные металлические части автомобиля, а также свечи зажигания очистить и смазать пушечной смазкой или вазелином ВТВ-1.
- Инструмент, принадлежности и возимый комплект запасных частей проверить, очистить, смазать и обвернуть бумагой или промасленной тканью.
- Рессоры смазать графитной смазкой.
- Колеса автомобиля снять, диски и ободы колес очистить от ржавчины и, при необходимости, выправить и окрасить. Резину очистить от грязи, вымыть и насухо протереть. Камеры и внутреннюю поверхность покрышек протереть тальком. Затем шины смонтировать, довести в них давление до нормы и колеса поставить на место.
- Залить бак полностью бензином (ГАЗ-3307) или зимним дизельным топливом (ГАЗ-3309). В случае необходимости предварительно промыть.
- Отверстие входного патрубка воздухоочистителя и выпускную трубу глушителя заклеить бумагой, пропитанной солидолом.
- Слить жидкость из системы охлаждения, радиатора отопителя и бачка омывателя ветрового стекла.
- Ослабить натяжение ремня привода вентилятора.
- Двигатель для защиты от пыли и влаги покрыть брезентом или непромокаемой тканью. В случае их отсутствия — промасленной бумагой.
- Картеры коробки передач и заднего моста герметизировать, для чего рычаг переключения передач в месте входа в крышку коробки оклеить промасленной бумагой, колпачки сапунов коробки передач и заднего моста обвернуть изоляционной лентой.
- Зазоры между тормозными барабанами и щитами заклеить промасленной бумагой.
- Стекла кабины оклеить снаружи светонепроницаемой бумагой (тканью) или закрыть щитами.
- Всю электропроводку тщательно очистить и насухо протереть.
- Под мосты автомобиля поставить металлические или деревянные подставки так, чтобы колеса были подняты от плоскости опоры не менее чем на 8 см. При необходимости, подложить под подставки доски. Рессоры разгрузить, для чего между рамой и мостами поставить деревянные распорки.
Условия хранения
Законсервированный автомобиль хранить в чистом, вентилируемом, неотапливаемом помещении с относительной влажностью в пределах 40–70%. Шины и другие резиновые детали необходимо предохранять от прямого действия солнечных лучей.
Аккумуляторную батарею — ГАЗ-3307 (аккумуляторные батареи — ГАЗ-3309) следует хранить по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0° С и не ниже минус 30° С. Совместное хранение автомобиля и ядовитых химических веществ (кислот, щелочей и т. п.) запрещается.
Техническое обслуживание автомобиля, находящегося на хранении
Один раз в месяц проверять плотность электролита. В период хранения заряд батареи производится только в тех случаях, когда выявлено падение плотности электролита против плотности заряженной до хранения батареи больше чем на 0,05 г/см3.
Один раз в шесть месяцев проводить следующие работы:
- Тщательно осмотреть автомобиль снаружи.
- В случае обнаружения коррозии пораженные участки тщательно очистить и закрасить.
- Рулевое колесо повернуть в обе стороны два-три раза.
- Проверить стояночный и рабочий тормоза, сцепление, управление воздушной заслонкой (ГАЗ-3307), ножной и ручной приводы дроссельных заслонок (ГАЗ-3307).
- Проверить уровень жидкости в пополнительном бачке главного цилиндра тормоза. При необходимости, жидкость долить.
- Проверить внешнее состояние всех приборов электрооборудования.
- Инструмент водителя, принадлежности и возимый комплект запасных частей проверить, при необходимости, очистить от старой смазки и смазать вновь.
- Проверить состояние шин и других резиновых деталей.
- Передние колеса провернуть на несколько оборотов.
- Устранить неисправности, обнаруженные при осмотре.
Один раз в год летом залить масло в цилиндры двигателя (не прогревая его) в порядке, изложенном в пункте 3 раздела «Подготовка автомобиля к хранению».
При длительном хранении автомобиля не реже одного раза в 3 года необходимо произвести замену смазки всех точек автомобиля, за исключением шарниров карданной передачи. Смазку их следует производить один раз в пять лет.
Перечень работ при расконсервации
- Удалить с деталей консервационную смазку, для чего их обмыть керосином или неэтилированным бензином. Особо тщательно удалить смазку с частей, которые могут соприкасаться с резиновыми деталями или поверхностями, окрашенными нитрокраской.
- Проверить уровень масла в картере двигателя. Излишек масла слить.
- Проверить работоспособность и герметичность рабочей тормозной системы в объеме, предусмотренном ТО-1.