Техническое обслуживание. Часть 2
Топливный фильтр
Если сигнализатор наличия воды в топливном фильтре не гаснет после пуска двигателя или загорается во время движения, следует немедленно остановить двигатель и слить воду из топливного фильтра.
Для этого:
- поставьте подходящую емкость под дренажный клапан топливного фильтра;
- отверните гайку-барашек 1 приблизительно на два оборота против часовой стрелки, пока не потечет вода. Гайку полностью не отворачивать!;
- сливайте воду (около 250 мл) до тех пор, пока не появится чистое дизельное топливо;
- заверните гайку-барашек по часовой стрелке;
- пустите двигатель, сигнализатор наличия воды в топливе должен погаснуть примерно через 2 секунды.
Аккумуляторная батарея
Проверка уровня электролита
В нормальных условиях эксплуатации батарея почти не требует ухода. Однако, при высокой температуре наружного воздуха, рекомендуется регулярно проверять уровень электролита. Во всех секциях он всегда должен находиться между метками MAX и MIN, имеющимися на корпусе батареи.
При низком уровне электролита доведите его до нормы, доливая дистиллированную воду.
Электролит, попавший на поверхность батареи, удалите чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды, затем поверхность вытрите насухо.
Эксплуатация батареи зимой
Зимой нагрузка на батарею возрастает. Более того, при низких температурах её способность к пуску двигателя стартером значительно снижается по сравнению с нормальной температурой. Поэтому рекомендуем перед наступлением обслуживание холодов проверить батарею на предприятии технического обслуживания и, если необходимо, подзарядить её. В результате Вы обеспечите не только уверенный пуск двигателя — хорошо заряженная батарея имеет более длительный срок службы.
Стеклоомыватель ветрового стекла
На автобусе установлены электрические стеклоочиститель и стеклоомыватель. Управление стеклоочистителем и стеклоомывателем — совмещенное. Механизм стеклоочистителя и бачок стеклоомывателя с насосом установлены в подкапотном пространстве.
Бачок омывателя ветрового стекла
Не следует включать стеклоочиститель при сухом и грязном стекле, так как это вызовет появление на стекле царапин и натиров, а также приведёт к порче резиновой ленты щёток. Для очистки стекла от грязи включайте стеклоомыватель. При включении стеклоомывателя специальное реле обеспечивает включение стеклоочистителя и задержку выключения его после выключения омывателя.
В холодное время года бачок заполняйте специальной стеклоомывающей жидкостью с низкой температурой замерзания.
Элементы и механизмы кабины
Щетки стеклоочистителя
На автобус возможна установка щеток следующей длины:
- водительская сторона — 550–650 мм;
- пассажирская сторона — 550 мм.
- отведите рычаг стеклоочистителя от ветрового стекла и удерживайте щетку под прямым углом к рычагу.
- прижмите концы пластмассового зажима согласно показанным стрелкам.
- скользящим движением продвиньте щетку по рычагу по направлению стрелки для ее освобождения.
- установите новую щетку в порядке обратном ее снятию, обеспечив, ее правильное крепление к рычагу стеклоочистителя.
Очищайте щетки теплой водой с добавлением нескольких капель жидкости для мойки посуды.
Если после очистки они оставляют следы на стекле, установите новые щетки.
Уход за автобусом
Мойка автобуса
Регулярная мойка автобуса — необходимое средство защиты автобуса от вредных воздействий окружающей среды.
Чем дольше остаются на автобусе соль, дорожная и промышленная пыль, прилипшие насекомые, птичий помет и т.п., тем быстрее развивается процесс разрушения
лакокрасочного покрытия и образования коррозии.
Автобус лучше мыть до высыхания грязи, обильно поливая его струей воды небольшого напора с использованием мягкой губки.
Никогда не удаляйте пыль и грязь сухим обтирочным материалом. Летом мойте автобус на открытом воздухе, в тени. Мойка на солнце или после поездки, когда капот еще не остыл, может привести к потускнению лакокрасочного покрытия.
При мойке автобуса не допускайте попадания прямой струи на изделия электрооборудования и разъемные соединения в моторном отделении.
Зимой после мойки автобуса в теплом помещении, перед выездом протрите кузов насухо, так как при замерзании влажной поверхности кузова могут образоваться трещины на лакокрасочном покрытии.
При мойке не всегда удается удалить пятна битума от дорожного покрытия, следы масла, прилипших насекомых и т. п. Но поскольку со временем эти загрязнения (особенно птичий помет) повреждают окраску их нужно как можно скорее удалить с помощью специальных средств автомобильной косметики.
Пол салона автобусов, имеющий покрытие из
автомобильного линолеума, следует мыть при помощи влажной тряпки или губки с использованием моющих средств. Не допускается мойка пола посредством полива водой, так как это приведет к короблению настилов.
Уход за лакокрасочным покрытием
Для сохранности лакокрасочного покрытия полезно время от времени, особенно перед наступлением зимы, производить его полировку с использованием восковых составов. Защитная пленка, создаваемая восковым составом, препятствует
проникновению в окрасочный слой промышленной пыли, содержащей мельчайшие металлические частицы, которые образуют рыжую сыпь на окраске.
Полировка необходима, когда окраска потускнела и применение защитных восковых составов уже недостаточно для придания ей желаемого блеска. Если используемое полировочное средство не содержит защитных элементов, лакокрасочное покрытие следует затем обработать восковым составом.
Небольшие повреждения окраски, сколы, царапины нужно не откладывая устранять, пока не образовалась ржавчина.
Если ржавчина появилась, ее нужно тщательно удалить, затем нанести слой антикоррозийной грунтовки и подкрасить. Эти работы рекомендуется выполнять на специализированных предприятиях технического обслуживания.
Защита днища, порогов, арок колес
Низ автобуса защищен от воздействия химических веществ и механических повреждений.
Однако в процессе эксплуатации автобуса, защитный слой может быть поврежден, поэтому его состояние необходимо периодически проверять, предпочтительно перед наступлением зимы и весной и, при необходимости, восстанавливать его.
Специализированные предприятия технического обслуживания имеют необходимые защитные напыляемые составы, оборудование и опыт выполнения этих работ.
Очистка наружных зеркал заднего вида
Для очистки зеркал пользуйтесь только мягкой тканью, смоченной любым средством для очистки стекол. Не наводите на зеркале глянец и не удаляйте наледь скребком.
Очистка наружной светотехники
Рассеиватели фар, указателей поворота, задних фонарей, боковых габаритных и контурных фонарей выполнены из пластмассы. Поэтому недопустима их очистка от пыли и грязи с использованием различных топлив, других активных веществ и жидкостей, а также сухая протирка щетками и ветошью.
Удаляйте загрязнения только с обильным поливом этих изделий струей воды.
Уход за резиновыми уплотнителями
Резиновые уплотнители дверей стекол должны всегда быть эластичными и в хорошем состоянии. Время от времени рекомендуется смазывать их средством ухода за резиновыми изделиями, чтобы уплотнители сохраняли свою эластичность зимой.
Уход за тканевой обивкой
Для очистки тканевой обивки следует использовать специальные чистящие средства, сухую губку, мягкую щетку, пылесос.
Уход за обивкой салона
Обивку салона следует мыть при помощи влажной тряпки или губки с использованием моющих средств.
Заправочные объемы, горючесмазочные и эксплуатационные материалы
Топливный бак
Емкость топливного бака 64+2 л
Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р52368–2005 (ЕН 590:2004) — см. раздел «Заправка автобуса топливом»
Система смазки двигателя
Емкость системы смазки двигателя 6,5 л
Моторное масло Класс качества по АРI:
не ниже С1–4
Класс вязкости по SAE:
0W-30 (от минус 30 до плюс 20°С)
0W-40 (от минус 30 до плюс 35°С)
5W-40 (от минус 25 до плюс 35°с)
10W-40 (от минус 20 до плюс 40°С)
15W-40 (от минус 15 до плюс 45°с)
Картер коробки передач
Емкость картера коробки передач 1,86 л
При температуре от минус 25° С до плюс 40° С масло «Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90, API GL-5.
Дублирующие масла:
«Супер Т-3 (ТМ-5)» или «Девон Супер Т» SAE 85W-90, API GL-5 или ТМ-3–18 SAE 90, API GL-3
При температуре от минус 40° С до плюс 25° С масло «Лукойл ТМ5»
SAE 75W-90
Картер заднего моста
Емкость картера заднего моста 3,0 л
При температуре от минус 25° С до плюс 40° С масло «Лукойл ТМ-5» SAE 85W-90, API GL-5 (ТУ 38.601–07–232002).
Дублирующие масла:
«Супер Т-3 (ТМ-5)» или «Девон Супер Т» SAE 85W-90, API GL-5 (ТУ 38.30119–62–2001).
При температуре от минус 40° С до плюс 25° С масло «Лукойл ТМ5»
SAE 75W-90 (ТУ 38.601–07–23–2002)
Гидросистема рулевого управления
Емкость гидросистемы 1,5 л
Масло гидравлическое Shell Spirax S2 ATF AX (изготовитель фирма «Shell») при температуре от минус 30°С до плюс 40°С, жидкость гидравлическая «Pentosin CHF 11S» (изготовитель фирма «Pentosin») при температуре от минус 40°С до плюс 40°С
Тормозная система и система гидравлического привода выключения сцепления
Емкость системы 830 см3
Тормозная жидкость «РОСДОТ»
Система охлаждения двигателя
Емкость системы охлаждения 16,0 л
Охлаждающая жидкость «ES Compleat» или «Cool Stream Premium»
Бачок стеклоомывателя
Емкость бачка стеклоомывателя 5,0 л
При положительной температуре окружающего воздуха чистая питьевая вода. При отрицательной температуре окружающего воздуха специальные жидкости для стеклоомывателей автобусных
Элементы и механизмы кабины
Замок капота
Смазка «Литол-24», «Лита» или «Циатим 201»
Выключатель замка двери
Масло «ВМГЗ» или «МГЕ-10А»