Схема проезда
Нижний Новгород

+7 920-111-24-14
+7 920-111-24-38

Эксплуатация

7.1. Обкатка нового автомобиля

Продолжительность обкатки установлена в 1000 км. В это время автомобиль требует от водителя повышенного внимания и особого ухода. Во время обкатки необходимо строго придерживаться следующих указаний:

  1. Не трогаться с места с непрогретым двигателем. Работа двигателя* должна быть устойчивой при полностью открытой воздушной заслонке карбюратора.
    После пуска до включения нагрузки необходимо дать дизельному двигателю** поработать 2—3 мин сначала на минимальной частоте вращения холостого хода с постепенным повышением ее до 1500 об/мин.
  2. Во избежание преждевременного износа узлов и деталей автомобиля не следует превышать скорость движения более 60 км/ч.
  3. Не перегружать двигатель. Нагрузка автомобиля не должна превышать 3000 кг. Езда с прицепом запрещается. Кроме того, в этот период следует избегать езды по тяжелым дорогам, глубокой грязи и т. п.
  4. В течение первых 48 часов работы двигателя необходимо контролировать натяжение приводных ремней, т. к. за это время происходит их наибольшая вытяжка.
  5. Необходимо следить за нагревом тормозных барабанов. Если нагрев превышает 100° С, что можно определить по кипению воды в момент прикладывания мокрой ветоши к ободу барабана, то нужно выяснить его причину и устранить неисправность (см. раздел «Тормозное управление»).
  6. В течение обкатки необходимо внимательно следить за состоянием всех креплений автомобиля. Все ослабевшие гайки нужно своевременно подтягивать, в частности, гайку крепления сошки руля, гайки клиньев карданного вала руля, крепление и шплинтовку рычагом поворотных кулаков, шарнирных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, гайки стремянок рессор, колес, а также гайки крепления фланцев приемных груб глушителя.
    * Для автомобиля ГАЗ-3307 с бензиновым двигателем ЗМЗ-5231.
    ** Для автомобиля ГАЗ-3309 с дизелем Д-245.7 ЕЗ.
  7. В период обкатки допускается спаренная транспортировка автомобилей (или их шасси) путем частичной погрузки одного автомобиля на другой при поставке их потребителю своим ходом по дорогам с усовершенствованным покрытием.

При этом способе транспортировки аккумуляторную батарею с ведомого автомобиля необходимо снять и транспортировать ее на ведущем автомобиле, а также отсоединить фланец карданного вала от главной передачи (см. п. 6 раздела «Предупреждения»).

В период обкатки необходимо выполнить весь перечень работ по техническому обслуживанию автомобиля, указанный в разделе «Обкатка» сервисной книжки.

Примечание. На автомобиле, отправляемом своим ходом на расстояние более 1000 км, кроме буксируемого, допускается производить смену масла в двигателе и фильтрующего элементе масляного фильтра, а также операции технического обслуживания агрегатом при пробеге 2000 км, не более.

7.2. Пуск и остановка двигателя


7.2.1. Пуск и остановка бензинового двигателя ЗМЗ-5231

Перед пуском проверьте положение рычага переключения передач. Рычаг должен быть в нейтральном положении.

Различают три случая пуска двигателя: пуск теплого двигателя, пуск холодного двигателя при умеренной температуре без подогрева двигателя и пуск холодного двигателя при низкой температуре с применением предварительного разогрева двигателя.

Конструкция двигателя и электростартерная система пуска при исправных аккумуляторных батареях обеспечивает надежный пуск двигатели при низкой температуре окружающей среды без предпускового подогрева. Величины температур окружающего воздуха, до которых может не применяться предпусковой подогрев, зависят от марки моторного масла, залитого в систему смазки двигателя: масло SAE 20W — до минус 10° С, масло SAE 15W — до минус 15° С, масло SAE 10W — до минус 20° С, масло SAE 5W — до минус 25° С.

7.2.1.1. Пуск теплого двигателя

Для пуска двигателя следует повернуть ключ выключателя зажигания по ходу часовой стрелки в крайнее правое положение и держать, пока двигатель не пустится (не больше 10 секунд). Затем отпустить ключ.

Если исправный двигатель не пускается после двух-трех повторных попыток, то причиной этого почти всегда является переобогащение смеси. Устранение переобогащения производится продувкой цилиндров двигателя воздухом. Для этого следует медленно до отказа нажать ногой на педаль дроссельных заслонок, а затем включить стар тер. Не нужно нажимать на педаль дроссельных заслонок несколько раз подряд, так как при этом каждый раз ускорительный насос будет подавать дополнительно бензин в смесительную камеру карбюратора и чрезмерно обогатит смесь. Если при полностью открытых дроссельных заслонках двигатель не пустился, то после продувки цилиндре: пуск двигателя нужно произвести обычным порядком, как указано выше.

Причинами переобогащения смеси у теплого двигателя могут быть: ненужное применение воздушной заслонки, переливание карбюратора из-за неисправности клапана подачи бензина или неисправности поплавка, слишком богатая регулировка системы холостого хода и попадание бензина во впускную трубу при резком нажатии на педаль дроссельных заслонок в результате действия ускорительного насоса.

Если теплый двигатель при пуске требует применения воздушной заслонки, то это указывает на засорение жиклеров карбюратора или на неправильную регулировку системы холостого хода.

При пуске очень горячего двигателя, остановившегося вследствие его перегрузки, при трогании с места и т. п. рекомендуется делать продувку цилиндров с полностью открытыми дроссельными заслонками, как указано выше.

7.2.1.2. Пуск холодного двигателя при умеренной температуре

После длительных стоянок всегда необходимо перед пуском подкачать бензин в карбюратор рычагом ручного бензонасоса для возмещения возможных потерь бензина вследствие испарения. Порядок пуска двигателя следующий:

  1. Нажать на педаль дроссельных заслонок примерно на 1/3 ее хода.
  2. Вытянуть до отказа ручку воздушной заслонки карбюратора.
  3. Не отпуская ручку воздушной заслонки карбюратора, осторожно отпустить педаль дроссельных заслонок. При этом дроссельные заслонки откроются на угол, необходимый для успешного пуска двигателя. Не следует отпускать резко педаль дроссельных заслонок — это может приоткрыть воздушную заслонку, что в данном случае нежелательно.
  4. Выключить сцепление, нажав до отказа на педаль. Это разгружает стартер, так как избавляет его от необходимости проворачивать вместе е двигателем шестерни коробки передач.
  5. Повернуть ключ выключателя зажигании и пусковое положение. Держать стартер включенным можно не более 10 секунд. Интервалы между включениями стартера должны быть 15–20 секунд.

Как только двигатель пустится, включить оцепление и начать приоткрывать воздушную заслонку. Одновременно с этим надо нажать на педаль дроссельных заслонок, не допуская большой частоты вращения коленчатого вала двигателя. По мере прогрева двигателя увеличивать открытие воздушной заслонки вплоть до полного.

Если двигатель не пустится после трех попыток, то следует произвести продувку, как указано выше, и повторить попытку пуска. Если после трех повторных попыток двигатель не дает вспышек, то нужно проверить исправность систем зажигания и питания.

Многократные безрезультатные попытки пуска не только разряжают аккумуляторную батарею, но и в очень сильной степени ускоряют износ цилиндров двигателя; на автомобиле ГАЗ-3307 это может привести к разрушению нейтрализатора отработавших газов. Остерегайтесь переобогащения смеси: оно до крайности осложняет пуск двигателя.

Обычно причинами затрудненного пуска холодного двигателя при правильном пользовании воздушной заслонкой являются:

а) отсутствие подачи бензина в карбюратор;

 б) утечка тока высокого напряжения в крышке датчика-распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри;

в) неисправные (с поврежденными изоляторами, электродами) или загрязненные свечи;

г) неисправная электропроводка высокого или низкого напряжения.

7.2.1.3. Пуск холодного двигателя при низких температурах

Пуск в условиях низких температур окружающего воздуха требует от водителя подготовки двигателя. Перед пуском необходимо:

  1. Приготовить два литра горячей воды с температурой не ниже 80°С (для последующего прогрева впускной трубы).
  2. Выжать педаль сцепления и, чтобы она не возвратилась в исходное положение, поставить между педалью и сиденьем монтажную лопатку.
  3. Обеспечить легкость проворачивания коленчатого вала двигателя настолько, чтобы на пусковой рукоятке отчетливо ощущалось сжатие в отдельных цилиндрах.
    Рекомендуется следующий способ подогрева двигателя — заливка в двигатель горячего масла. В этом случае масло следует сливать из двигателя в чистую посуду. При пуске двигателя необходимо масло подогреть до температуры 80—90° С и заливать сто в двигатель непосредственно перед пуском. Заливка теплого масла вместо горячего совершенно бесполезна. Недостатком указанного способа является большая вероятность загрязнения масла при его сливе и хранении.
  4. Подкачать бензин рычагом ручного бензонасоса в карбюратор для возмещения возможных потерь бензина вследствие испарения.
  5. Подогреть впускную трубу, вылив на нее 2 литра горячей воды. Воду следует лить медленно тонкой струей. Если воду вылить быстро, то ее тепло не успеет передаться трубе.
  6. Нажать на педаль дроссельных заслонок примерно на половину ее хода и вытянуть до отказа ручку управления воздушной заслонкой карбюратора. Не отпуская ручку управления воздушной заслонкой карбюратора, осторожно отпустить педаль дроссельных заслонок. Не следует отпускать педаль резко: это может приоткрыть воздушную заслонку. Затем, не включая зажигание, повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя на три оборота.
  7. Включить зажигание и пустить двигатель рукояткой или стартером (если это допускает состояние аккумуляторной батареи), пользуясь указаниями раздела «Пуск холодного двигателя при умеренной температуре“.

До прогрева двигателя недопустимо давать большую частоту вращения коленчатого вала во избежание выплавления подшипников или задира цилиндров из-за недостаточного поступления к ним загустевшего масла.

Подготовку к пуску двигателя надо делать достаточно быстро, так как иначе впускная труба остынет, и все приготовления не дадут желаемого результата.

7.2.1.4. Остановка двигателя

Для постепенного и равномерного охлаждения двигателя необходимо перед тем, как остановить двигатель, дать ему поработать одну— две минуты на малой частоте вращения коленчатого вала, после чего выключить нажигание. Если двигатель продолжает работать с выключенным зажиганием, необходимо выжать сцепление и не резко нажать на педаль дроссельных заслонок до упора.

7.2.2. Пуск и остановка двигателя д-245.7 ез

7.2.2.1. Пуск холодного двигателя

Электростартерная система пуска двигателя при исправных аккумуляторных батареях и зимних сортах масла обеспечивает надежный пуск холодного двигателя до температуры минус 10°С без применения средств облегчения пуска и до минус 17°С — с применением свечей накаливания. При заправке двигателя маловязкими загущенными маслами типа М-43/8Г2, 5W/40, 5W/50 температура холодного пуска может быть понижена до минус 20–25°С.

Пуск с помощью свечей накаливания рекомендуется использовать при температуре ниже 0°С.

Пуск холодного двигателя без устройств облегчения пуска следует производить в следующей последовательности:

  • установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
  • включить выключатель аккумуляторных батарей (если выключатель установлен);
  • включить приборы, повернув ключ выключателя приборов и стартера в фиксированное положение I;
  • выключить сцепление;
  • нажать на педаль управления подачей топлива;
  • включить стартер, повернув ключ выключателя приборов и стартера в нефиксированное положение II;
  • после начала работы двигателя отпустить ключ, прогреть двигатель до устойчивой работы при оборотах коленчатого вала 700–800 мин-1, а затем постепенно увеличивая их до 1500 мин-1;
  • отпустить педаль управления подачей топлива и плавно включить сцепление.

Если двигатель не пускается, указанные операции следует повторить. Повторно пускать двигатель стартером можно только с перерывом не менее 1 мин. Продолжительность работы стартера при пустив должна превышать 15 с. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, необходимо найти и устранить неисправность.

Начинать движение рекомендуется после достижения температуры охлаждающей жидкости 40° С и наличии давления масла. Дальнейший прогрев двигателя производить под нагрузкой при движении автомобиля на первой и второй передачах на средних оборотах. При достижении температуры охлаждающей жидкости 60–70°С движение осуществляется на передачах в соответствии с дорожными условиями.

Пуск теплого двигателя следует производить в том же порядке, что и пуск холодного двигателя, при этом не обязательно выключать сцепление.

Пуск холодного двигателя Д-245.7 ЕЗ с помощью свечей накаливания

Пуск двигателя с использованием свечей накаливания следует производить при температурах от 0° С до минус 25° С.

Для пуска двигателя при помощи свечей накаливания следует:

  • установить в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач;
  • включить выключатель аккумуляторных батарей (если выключатель установлен);
  • включить приборы, повернув ключ выключателя прибора, и стартера в фиксированное положение I;
  • нажать на кнопку выключателя свечей накаливания и удерживать ее во включенном положении;
  • выключить сцепление;
  • нажать на педаль управления подачей топлива;
  • по истечении 10–12 сек. после нажатия на кнопку включатели свечей накаливания повернуть ключ выключателя приборов и стартера в нефиксированное положение II, не отпуская кнопку включателя свечей накаливания.

Продолжительность непрерывной работы стартера не более 15 сек.

Как только двигатель начнет самостоятельно работать, отпустить ключ выключателя приборов и стартера, а кнопку выключателя свечей накаливания удерживать во включенном положении до выхода двигателя на режим устойчивой работы, но не болев 240 сек.

7.2.2.2. Пуск холодного двигателя при низких температурах

При температурах окружающего воздуха ниже минус 25°С (при заправке двигателя маловязким маслом) и ниже минус 15°С (при заправке двигателя зимними маслами) перед запуском рекомендуется такой способ прогрева двигателя как заливка в двигатель горячего масла. В этом случае масло следует сливать из двигателя в чистую посуду. При пуске двигателя масло необходимо подогреть до температуры 70–80°С и заливать его в двигатель непосредственно перед пуском.

Остановка двигателя

Перед остановкой двигателя дайте ему поработать в течение 3–5 мин сначала на средней, а затем на минимальной частоте холостого хода для снижения температуры охлаждающей жидкости, масла и турбокомпрессора.

Остановка двигателя осуществляется выключателем приборов и стартера.

7.3. Вождение автомобиля

При правильном вождении увеличивается средняя скорость автомобиля, снижается расход топлива, повышается срок его службы.

Перед началом движения надо прогреть двигатель.

Для обеспечения долговечности работы коробки передач необходимо соблюдать следующие требования:

  • регулировка привода сцепления должна обеспечивать полное его выключение;
  • не допускать переключение передач при неполностью выключенном сцеплении, В также одновременное действие педалью выключения сцеплении и рычагом переключения передач;
  • переключение передач осуществлять плавным перемещением рычага. Слишком быстрое переключение передач приводит к появлению скрежета и увеличению усилия на рычаге. Для легкого и бесшумного переключения передач, а также для исключения преждевременного износа синхронизаторов следует пользоваться приемами двойного выключения сцепления (переключение с низших передач на высшие) и "перегазовкой“ (с высших на низшие);
  • выключение каждой передачи осуществлять при достижении определенной скорости движения автомобиля (в зависимости от дорожных условий и нагрузки на автомобиль определяется по легкости включения и отсутствию скрежета в момент переключения передачи);
  • передачу заднего хода включать только после полной остановки автомобиля;
  • не допускать включения сцепления при не полностью выключенной передаче.

При движении не допускать резких торможений. Помнить, что тормозной путь при блокировке колес значительно возрастает. Резкое торможение может привести к заносу автомобиля, к блокировке передних колес и потере управляемости.

При кратковременных остановках автомобиля на спусках или подъемах затормаживать автомобиль стояночным тормозом.

При движении на спусках для замедления автомобиля надо использовать низшие передачи коробки передач в сочетании с рабочим тормозом.

При движении автомобиля в горных условиях на подъем надо правильно выбирать передачи перед началом подъема, избегая лишних переключений.

7.4. Отопление и вентиляция кабины

7.4.1. Отопление кабины

Система отопления предназначена для создания и поддержания комфортных условий в кабине в холодное время года, а также для обогрева ветрового стекла и стекол дверей.

Отопитель состоит из короба 3 (рис. 7.1) воздухозаборника, радиатора 5 отопителя, расположенного в кожухе 9, и двух вентиляторов. В качестве теплоносителя используется жидкость системы охлаждения двигателя.

Охлаждающая жидкость из двигателя через краник отопителя, расположенный на правом брызговике крыла, поступает в радиатор отопителя. Пройдя через радиатор, жидкость поступает в нижний бачок радиатора охлаждения двигателя.

Порядок включения отопителя:

  • открыть краник отопителя с помощью рукоятки 15, переведя ее в крайнее верхнее положение;
  • открыть заслонку 4 короба 3 воздухозаборника, переведя рукоятку 14 в крайнее верхнее положение;
  • включить вентиляторы отопителя на первую (малую) или на вторую (максимальную) частоту вращения (см. рис. 5.10 и 5.12).

Для уменьшения теплопритока необходимо переключить электродвигатели на малую частоту вращения.

После этих операций наружный воздух из короба воздухозаборника прогоняется вентиляторами через радиатор отопителя и нагревается.

Часть нагретого воздуха направляется через патрубки 2 и 6 (рис. 7.1) на обогрев ветрового стекла и часть к распределителям 8 и 12. Направление потока воздуха от каждого распределителя регулируется заслонкой 10, управляемой рычагом 11. Рычаги расположены на корпусах распределителей и имеют три фиксированных положения:

  • верхнее — поток воздуха поступает только в ноги водителя (пассажира);
  • среднее — поток воздуха поступает на боковое стекло (левое, правое) и в ноги водителя (пассажира);
  • нижнее — поток воздуха поступает только на боковое стекло (левое, правое).

Рис. 7.1. Отопитель кабины:

1 и 7 — сопла патрубков обогрева боковых стекол; 2 и 6 — патрубки обогрева ветрового стекла; 3 — короб воздухозаборника; 4 — заслонка короба воздухозаборника; 5 — радиатор отопителя; 8 и 12 — распределители; 9 — кожух радиатора; 10 — заслонка; 11 — рычаг; 13 — облицовка; 14 — рукоятка управления заслонкой воздухозаборника; 15 — рукоятка управления краном отопителя

Для эффективной работы всей системы отопления открывать краник отопителя, заслонку воздухопритока и включать вентилятор в работу можно только после полного прогрева двигателя и достижения температуры охлаждающей жидкости 80°С.

Регулировка температуры воздуха в кабине по количеству проходящей через радиатор отопителя охлаждающей жидкости производится с помощью рукоятки 15. Если рукоятка находится в крайнем нижнем положении, краник отопителя полностью закрыт, и циркуляции жидкости через радиатор 5 нет. Если рукоятка находится в крайнем верхнем положении, краник открыт полностью, и циркуляция охлаждающей жидкости через радиатор отопителя максимальная. При всех промежуточных положениях рукоятки циркуляция жидкости осуществляется в различных количествах и плавно.

Для повышения эффективности отопления и особенно ускорения прогрева кабины автомобиля после длительной стоянки в холодное время года используется система рециркуляции воздуха через радиатор отопителя. Для этого необходимо закрыть заслонку 4 воздухозаборника переводом рукоятки 14 в крайнее нижнее положение. В этом случае открываются окна воздухозаборника, и включенные в работу вентиляторы забирают через эти окна внутренний воздух кабины.

Замкнутый объем воздуха кабины проходит через радиатор отопителя несколько раз, чем достигается высокая интенсивность его нагрева. В любых промежуточных положениях рукоятки 14 часть воздуха в отопитель поступает снаружи, часть — изнутри кабины.

Слив охлаждающей жидкости из системы отопления производится при открытом кранике отопителя.

В момент прогрева двигателя краник отопителя и заслонка 4 воздухозаборника должны быть закрыты.

7.4.2. Вентиляция кабины

Система вентиляции предназначена для нормального микроклимата в кабине при эксплуатации автомобиля в летнее время года.

Система вентиляции комбинированная— приточная, принудительная.

Приточная вентиляция

Приточная вентиляция осуществляется через короб воздухопритока отопителя.

Принудительная вентиляция

При очень высоких температурах окружающего воздуха в летнее время года необходимо использовать систему отопления.

Для этого нужно включить вентиляторы выключателями на щитке приборов, открыть заслонку 4 (см. рис. 7.1) короба воздухозаборника, переведя рукоятку 14 в крайнее верхнее положение.

Краник отопителя при этом должен быть полностью закрыт — рукоятка 15 должна находиться в крайнем нижнем фиксированном положении.

Таким образом, наружный воздух будет поступать в кабину автомобиля через патрубки 2 и 6, боковые патрубки 1 и 7, а также в ноги водителя и пассажира.

Вентиляция кабины может осуществляться и с помощью опускных и поворотных стекол дверей.

7.5. Регулировка фар

Регулировка фар производится в следующем порядке:

  1. Установить ненагруженный автомобиль на расстоянии 10 метров от экрана, на котором сделана разметка в соответствии с рис. 7.2. Ось автомобиля должна быть перпендикулярна экрану.
  2. Проверить давление воздуха в шинах. В случае необходимости довести его до нормы.
  3. Снять ободки с фар, отвернув винт.
  4. Включить свет фар, убедиться, что у обеих фар одновременно загорается дальний или ближний свет.

    Рис. 7.2. Разметка экрана для регулировки фар: h — высота от дороги до центра фар
  5. Включить ближний свет и, закрыв одну из фар, отрегулировать другую регулировочными винтами так, чтобы световое пятно располагалось, как показано на рис. 7.2:
  • регулировка световой границы в вертикальной плоскости вниз — вывернуть оба регулировочных винта;
  • регулировка светотеневой границы в вертикальной плоскости вверх — завернуть оба регулировочных винта;
  • регулировка светотеневой границы в горизонтальной плоскости вправо — левый винт отвернуть, правый винт завернуть;
  • регулировка светотеневой границы в горизонтальной плоскости влево — левый винт завернуть, правый винт отвернуть.

Перед началом регулировки фар ручка блока управления корректором фар должна быть установлена в положение "0».

После этого таким же образом отрегулировать вторую фару.

Включить дальний свет и, закрывая поочередно фары, убедиться в том, что яркое пятно пучка дальнего света располагается симметрично на осевых линиях Н-Н и G-G или D-D.

Допускается отклонение в горизонтальных и вертикальных плоскостях точек перегибов от точек пересечения линии Х-Х с линиями G-G или D-D до 25 мм.

7.6. Предохранители

В центре панели приборов расположены два блока плавких предохранителей ПР 121.

Предохранители верхнего блока

Номер предохранителя Допустимый ток, А Защищаемые цепи
1 16 Резервный
2 8 Подкапотного фонаря, плафона освещения кабины
3 8 Освещения приборов, подсветки выключателей
4 8 Заднего противотуманного фонаря
5 8 Правого переднего и заднего габаритного света, сигнализатора габаритного света
6 8 Левого переднего и заднего габаритного света, сигнализатора габаритного света
7 8 Ближнего света левой фары
8 8 Ближнего света правой фары
9 16 Дальнего света левой фары, сигнализатора дальнего света
10 16 Дальнего света правой фары

Предохранители нижнего блока

Номер предохранителя Допустимый ток, А Защищаемые цепи
1 16 Резервный
2   Аварийной сигнализации
3   Указателей поворотов
4   Резервный (ГАЗ-3309), блока управления МСУД (ГАЗ-3307)
5   Звукового сигнала, розетки переносной лампы
6   Сигнала торможения
7   Резервный
8   Стеклоочистителя, стеклоомывателя
9 10 Фонаря заднего хода, реле стеклоочистителя
10 16 Отопителя, приборов, сигнализаторов

На стеклоочистителе имеется дополнительно термобиметаллический предохранитель вибрационного типа.

Автомобили с двигателем Д-245.7 Е3

Под капотом на кронштейне крепления бачка ГУР установлен блок предохранителей из четырех плавких предохранителей на 90А, 40А, 60А и 60А.

Крайний предохранитель на 60А защищает цепь штифтовых свечей накаливания Предохранитель на 40А защищает цепь останова двигателя. Второй предохранитель на 60А защищает все цепи автомобиля, кроме цепи стартера. Предохранитель на 90А — резервный.

Примечания В случае отсутствия плавких вставок допускается замена их медной проволокой; Æ0,18–6А, Æ0,23 — 8А, Æ0,34 — 16А, Æ0,5 — 40А, Æ0,8 — 60А.

7.7. Уход за спидометром и сигналом

  1. При появлении шума и скрипа в спидометре необходимо произвести смазку валика спидометра. Для этого необходимо снять щиток приборов и в масленку, расположенную на штуцере спидометра, залить 5_6 капель изопарафинового или другого равноценного приборного масла.
  2. При необходимости, произвести подрегулировку звука сигнала. Для этого надо ослабить контргайку винта, расположенного на задней стороне сигнала. Поворотом винта в ту или другую сторону отрегулировать звук. Затянуть контргайку.

7.8. Свечи зажигания двигателя змз-5231

Свечи зажигания имеют встроенный резистор для подавления радиопомех. Очистку изолятора свечи от нагара нужно производить с помощью пескоструйного аппарата.

При отсутствии аппарата очистка производится тонкой деревянной палочкой (спичкой и т. п.). Применение металлических предметов недопустимо.

Свечи, изоляторы которых повреждены, подлежат обязательной замене, независимо от их исправной работы. Проверку величины зазора рекомендуется делать щупом (рис. 7.3) из комплекта шоферского инструмента. При регулировании этого зазора необходимо подгибать боковой электрод.

Работа двигателя при увеличенных зазорах в свечах приводит к резкому сокращению срока службы свечей и преждевременному выходу из строя (пробою) высоковольтных изоляционных деталей системы зажигания.

На свечах зажигания установлены свечные наконечники.

7.9. Генераторная установка

На автомобиле установлен генератор переменного тока с встроенным выпрямителем. Для поддержания напряжения в заданных пределах в системе электрооборудования автомобиля используется бесконтактный транзисторный регулятор напряжения, который имеет два уровня регулируемого напряжения. Переключение уровней осуществляется путем перестановки двухконтактной колодки из одного положения в другое. Максимальное значение уровня регулируемого напряжения «МАКС» — 14,3–15,2 В. Минимальное значение «МИН» — 13,4–14,2 В.

7.10. Стартер

Стартер представляет собой сериесный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным тяговым реле и приводом, состоящим из шестерни и муфты свободного хода.

Рис. 7.3. Проверка зазора между электродами свечи

Включается стартер ключом выключателя зажигания (дополнительное нефиксированное положение ключа по ходу часовой стрелки до упора). При этом через контакты выключателя ток идет в цепь обмотки дополнительного реле, которое включает цепь тягового реле стартера.

Правила пользования стартером

  1. Проверить готовность двигателя к пуску, При пуске двигателя ЗМЗ-5231 после длительной стоянки прокрутить коленчатый вал пусковой рукояткой.
  2. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя не должна превышать 10 с.
  3. В случае, если двигатель после первой попытки не пустился, следующую попытку пустить двигатель стартером необходимо производить через 15—20 с. После двух-трех неудавшихся попыток пуска нужно проверить исправность системы питания и зажигания (ЗМЗ-5231) и устранить неисправность.
  4. Как только двигатель пустился, необходимо немедленно отпустить ключ выключателя зажигания, так как муфта свободного хода привода стартера не рассчитана на длительную работу.
  5. Запрещается перемещать автомобиль при помощи стартера. Это может привести к выходу стартера из строя.
  6. В зимнее время нельзя производить пуск холодного, не подготовленного предварительным прогревом двигателя путем длительной прокрутки его стартером. Подобная попытка может привести к выходу из строя стартера и аккумуляторной батареи.

Также нельзя подключать для пуска двигателя аккумуляторные батареи повышенной емкости.

7.11. Микропроцессорная система управления двигателем змз-5231

Электрическая схема соединений системы управления показана на рис. 7.4.

Функционирование системы управления должно осуществляться в координата х сигналов, поступающих от датчиков частоты вращения коленчатого вала (датчика распределителя 24.3706–10) и абсолютного давления. Управление регулятором дополнительного воздуха РХХ-60 должно осуществляться по базовой поверхности подачи воздуха (без обратной связи от датчика кислорода) и по поверхности работы лямбда-регулятора по обратной связи от датчика кислорода).

По сигналу датчика синхронизации блок управления определяет частоту вращения коленчатого вала, а также осуществляет общую синхронизацию системы.

Датчик абсолютного давления осуществляет измерение абсолютного давления в приемной трубе двигателя, используемого системой управления в качестве параметра нагрузки.

Датчик температуры охлаждающей жидкости — терморезистивного типа, с отрицательным коэффициентом зависимости выходного напряжения от температуры, применяемой на двигателе в качестве указателя температуры воды. Информация, поступающая от датчика температуры, и время работы двигателя после пуска определяют время включения датчика кислорода для исключения возможности его повреждения из-за выпадения конденсата.

На режиме пуска двигателя регулятор дополнительного воздуха установлен в положение «полностью закрыт».

Блок управления обеспечивает работу двигателя на режиме лямбда-регулирования.

Блок обеспечивает работу лямбда-зонда, управляя током подогрева, контролирует состояние подогревателя и по изменению напряжения на выходе датчика контролирует обрыв или короткое замыкание его измерительной части.

Момент включения лямбда-регулятора в работу определяется температурным состоянием двигателя (по датчику указателя температуры ОЖ) и времени работы двигателя после пуска.

В качестве диагностического оборудования для станций технического обслуживания предусмотрен диагностический сканер «АСКАН-8».

Бортовая диагностика контролирует правильность функционирования системы управления с целью исключения нарушений и своевременного обнаружения дефектов в ее работе.

Система управления предусматривает возможность функционирования при неисправных компонентах:

  • датчике кислорода. Работа по базовой поверхности регулирования подачи воздуха с отключением работы лямбда-регулятора;
  • датчике температуры охлаждающей жидкости. Показания датчика температуры ОЖ при его отказе рассчитываются по времени работы двигателя от момента пуска и принимают фиксированное значение.

При серьезных нарушениях в работе системы, а также при наличии условий, оговоренных ниже, функционирование системы управления невозможно:

Рис. 7.4. Электрическая схема системы управления двигателем.

  • отказ регулятора дополнительного воздуха;
  • отсутствие сигнала датчика частоты вращения коленчатого вала;
  • отказ датчика абсолютного давления;
  • нахождение напряжения бортовой сети вне области рабочего диапазона;
  • нарушение работоспособности блока управления.

Свечение сигнализатора «Диагностика» указывает на характер неисправности и мотивирует водителя на выполнение определенных действий. Индикация активизируется перед запуском двигателя (при включении зажигания) и гаснет после запуска двигателя, если не было нарушений в работе системы управления.

7.12. Антиблокировочная система тормозов

Электрическая схема антиблокировочной системы тормозов показана на рис. 7.5.

Принципиальная схема тормозной системы автомобилей с АБС показана на рис. 7.6.

Автомобили оборудованы антиблокировочной системой тормозов (АБС). АБС эффективна при экстренном торможении на дороге с различным покрытием (например, асфальт-лед) и предотвращает блокировку колес, находящихся в менее благоприятных по сцеплению условиях (на льду), обеспечивая минимальный тормозной путь автомобиля для данного дорожного покрытия (льда) при сохранении его устойчивости и управляемости.

Для получения оптимального эффекта при экстренном торможении автомобиля с использованием АБС необходимо нажимать на тормозную педаль с максимальным усилием при одновременном нажатии на педаль сцепления.

Электрическая часть АБС состоит из 4-х датчиков АБС (в колесных узлах автомобиля), 3-х модуляторов (на пневмоусилителях), блока управления (БУ) АБС (в кабине на правой боковине), кнопки диагностики АБС (на щитке приборов), сигнализатора неисправности АБС (на щитке приборов для ГАЗ-3307, в правом блоке контрольных ламп для ГАЗ-3309) и жгута АБС, соединяющего датчики и модуляторы с БУ АБС.

К БУ АБС подключены две цепи питания: для модуляторов через 3-й предохранитель 25А в блоке предохранителей АБС и непосредственно для БУ АБС через 1-й предохранитель 5А в блоке предохранителей АБС. Питание воздухоосушителя осуществляется через 2-й предохранитель 10А. Блок предохранителей АБС расположен за заглушкой, находящейся ниже заглушки блоков предохранителей.

Рис. 7.5. Электрическая схема антиблокировочной системы тормозов

Сигнализатор неисправности АБС загорается на несколько секунд при каждом включении зажигания, а затем гаснет, что подтверждает исправность системы АБС. Постоянное горение сигнализатора или его загорание в движении указывает на неисправность АБС.

Рис. 7.6. Принципиальная схема тормозной системы автомобилей с АБС:

1 — компрессор; 2 — воздухоосушитель; 3 — регенерационный воздушный баллон; 4 — защитный двухконтурный клапан; 5 — датчик падения давления воздуха; 6 — воздушный баллон; 7 — кран слива конденсата; 8 — тормозной двухсекционный кран с рычагом; 9 — датчик частоты вращения ротора ЛВС; 10 — тормозной механизм с ротором; 11 — манометр электрический; 12 — зуммер; 13 — сигнализатор аварийного хода поршня и падения уровня тормозной жидкости; 14 — сигнализатор АБС; 15 — бачок двухсекционный; 16 — пневмоусилитель с главным цилиндром; 17 — фильтр; 18 — датчик аварийного хода поршня; 19 — клапан контрольного вывода; 20 — модулятор ЛВС; 21 — блок управления АБС; 22 — датчик включения сигнала «СТОП»; 23 — датчик манометра; 24 — лампа сигнала «СТОП»; 25 — датчик падения уровня тормозной жидкости; 26 — шумоглушитель.

При неисправности АБС автомобиль должен быть проверен на станции технического обслуживания.

Заполнение гидравлического привода тормозов тормозной жидкостью автомобилей с АБС

  1. Тщательно очистить от грязи перепускные клапаны на колесных цилиндрах.
  2. Отвернуть наливную пробку пополнительного бачка главных цилиндров и заполнить его тормозной жидкостью. Запрещается заполнять гидропривод тормозными жидкостями, не предусмотренными картой смазки, минеральными маслами, а также промывать его бензином или керосином.
  3. При прокачке тормозной системы гидропривода воздушные баллоны должны быть заполнены воздухом (давление — 0,6–0,8 МПа (6,0–8,0 кгс/см2).
  4. Прокачать контур гидропривода рабочего тормоза передней оси. Снять колпачок на перепускном клапане колесного цилиндра правого переднего тормоза, надеть резиновый шланг, опустить свободный конец шланга в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд.
  5. Отвернуть перепускной клапан на ½–¾ оборота и нажать несколько раз на педаль тормоза. Прокачать гидропривод до тех пор, пока из шланга, погруженного в сосуд с жидкостью, не прекратится выделение пузырьков воздуха.
    Завернуть перепускной клапан при нажатии педали тормоза.
  6. Прокачать колесный цилиндр левого переднего тормоза, выполнив работы, указанные в п.п. 4 и 5.
  7. Прокачать контур гидропривода рабочего тормоза заднего моста автомобиля.

Выполнить работы, указанные в п.п. 4 и 5, в следующей последовательности:

  • правый тормозной механизм;
  • левый тормозной механизм.

Долить жидкость в пополнительный бачок главных цилиндров до уровня на 15–20 мм ниже верхней кромки горловины бачка. Во время выполнения работ, указанных в п.п. 4–8, необходимо доливать тормозную жидкость в бачок главных цилиндров, не допуская «сухого дна» в резервуарах бачка, иначе в систему вновь попадет воздух.

7.13. Регулировка и проверка системы холостого хода (двигатель ЗМЗ-5231)

Предельно допустимое содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах автомобилей категории N 2, оборудованных нейтрализаторами, при проверке органами экологического контроля и при инструментальном контроле ГИБДД по ГОСТ Р 52033–2003

Частота вращения, мин-1 Допустимое содержание оксида углерода (СО), % Допустимое содержание углеводородов (СН), млн-1
600–650
2000–2100
0,5
0,3
200
200

Проверка должна производиться па двигателе, прогретом до температуры охлаждающей жидкости 80–90°С при полностью открытой воздушной заслонке карбюратора.

Перед проверкой необходимо убедиться в исправности системы зажигания, обратив особое внимание па состояние свечей и правильность зазоров между их электродами, а также проверить и, если требуется, отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала (600–650 мин-1), угол опережения зажигания на минимальной частоте вращения коленчатого вала и зазоры между коромыслами и клапанами газораспределительного механизма.

Порядок проверки:

  • установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • установить пробный зонд газоанализатора в выпускную трубу па глубину не менее 300 мм от среза;
  • включить зажигание и проверить индикацию лампы диагностики двигателя на щитке приборов. Если при включении зажигания диагностическая лампа включилась на короткий промежуток времени, приступить к проверке. Если диагностическая лампа остается включенной после пуска двигателя, необходимо подключить диагностический тестер, определить и устранить неисправность. Затем приступить к проверке;
  • запустить двигатель, нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 2000–2100 мин-1, выдержать этот режим в течение 2–3 мин (при температуре окружающего воздуха ниже 0°С в течение 4–5 мин) и после стабилизации показаний измерить содержание СО и СН;
  • отпустить педаль управления дроссельной заслонкой и в течение 30 с измерить содержание СО и СН в отработавших газах.

Резкие переходы с одного режима на другой не допускаются.

В случае превышения норм содержания СО и СН в отработавших газах необходимо провести регулировку.

Порядок регулировки:

  • завернуть винты 2 (рис. 7.7) состава смеси (винты качества) до упора, но не слишком туго, затем отвернуть каждый из них на три оборота;

Рис. 7.7. Регулировочные винты карбюратора:

1 — упорный винт дроссельных заслонок (винт количества); 2 — винты состава смеси (винты качества); 3 — ограничительные колпачки

  • запустить двигатель. Поочередно завертывая регулировочные винты 2 примерно на одинаковый угол 90°, установить такое их положение, при котором коленчатый вал будет иметь наибольшую частоту вращения;
  • винтом 1 эксплуатационной регулировки холостого хода (винтом количества) установить частоту вращения коленчатого вала 600–650 мин-1;
  • поочередным ввертыванием винтов 2 качества на одинаковое количество оборотов отрегулировать содержание СО в отработавших газах в пределах 0,5–1%, поддерживая винтом 1, обороты холостого хода в пределах 600–650 мин-1, добиться устойчивой работы двигателя и приступить к проверке содержания СО и СН в отработавших газах, как описано выше.

Для проверки регулировки нажать на педаль дроссельных заслонок и резко отпустить ее. Если двигатель заглохнет, то за счет незначительного ввертывания винта 1 увеличить частоту вращения холостого хода, по не более чем до 650 мин-1. Невозможность получения устойчивой работы двигателя на холостом ходу указывает на необходимость проверки двигателя и его систем и устранения выявленных дефектов.

После окончания регулировки на винты 2 качества смеси установить ограничительные колпачки 3, как показано на рис. 7.7.

В процессе эксплуатации винтами 1 и 2 самостоятельно разрешается производить лишь корректировку заводской регулировки для получении наиболее устойчивой работы двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода. При этом ввертывание винтов 2 допускается только на угол, ограниченный перемещением флажков ограничительных колпачков от упора (примерно на 270°).

Попытки повернуть ограничительные колпачки на большие углы приведут к их разрушению.

7.14. Проверка дымности отработавших газов (ог) на режиме свободною ускорения

(двигатель Д-245.7 Е3)

Проверка дымности ОГ проводится по методике ГОСТ Р 52160–2003:

  1. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80–90° С. Температуру контролировать по указателю на щитке приборов.
  2. Проверить минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода по тахометру на щитке приборов (должна быть в пределах 800±50 об/мин).
  3. Произвести измерение дымности в режиме свободного ускорения в следующей последовательности:
  • при работе двигателя на режиме минимальных оборотов холостого хода равномерно перемещать педаль за 1–2 с до упора. Держать педаль в этом положении 2–3 с. Отпустить педаль и через 8–10 с приступить к выполнению следующего цикла;
  • цикл свободного ускорения повторить не менее 6-ти раз;
  • измерение значения дымности следует производить на последних 4-х циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера. За результат измерения дымности принимают средне арифметическое значение дымности 4-х последних измерений.

Измерение считается достоверным, если 4 последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м-1.

Дымность ОГ автомобиля с двигателем Д-245.7 ЕЗ с топливной аппаратурой «Bosch» в режиме свободного ускорения не должна превышать 35% по Хартриджу, что соответствует коэффициенту поглощения К=1,01 м-1 (для двигателя Д-245.7 ЕЗ с топливной аппаратурой «ЯЗДА» К=1,93 м1 или 57%).

В случае несоответствия дымности ОГ установленной норме необходимо найти и устранить неисправность.

7.15. Буксирные приспособления

Переднее буксирное устройство (типа шкворень-вилка) состоит из двух шкворней, вставленных в отверстия буксирных вилок. Шкворень стопорится с помощью пружинного фиксатора.

В тяжелых дорожных условиях, и особенно в условиях низких температур, буксировку или вытаскивание застрявшего автомобиля производить только за оба шкворня.

Заднее буксирное устройство состоит из буксирной вилки со шкворнем, зафиксированным в нижней части шпилькой.

https://cpatracking.ru/go/f59c10f76c05426bd6f0e4242aaa9b3e365b64d1eb0a0b0b/?erid=2VtzqvH9dK4

Нижний Новгород,
ул. Фучика, 6

8 800 350 15 10
Яндекс.Метрика